О месте Смольный институт
Смольный институт стал первым в России женским учебным заведением, положившим начало женскому образованию в могучей стране.
Институт был основан после подписания 5 мая 1764 года указа Екатерины II. Инициатором стал И. И. Бецкий. Первое название института - «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Его создали с целью воспитания в стране образованных женщин, лучших матерей, достойных жен и членов общества.
Екатерина хотела организовать учебное заведение подобное Сен-Сирскому институту под Парижем. Устав предполагал, что дети поступают в заведение в возрасте не старше шести лет, а учеба продолжалась не менее двенадцати. Причем перед тем, как ребенка отдавали в институт, родители должны были написать расписку о том, что они не станут ни под каким предлогом требовать назад свое чадо до истечения срока. Императрица таким образом хотела создать «новую породу людей», удалив детей от невежественной среды на долгое время. Устав распространили по всем губерниям и городам, чтобы каждый дворянин, если пожелает, мог поручить своих дочерей сему учреждению. 200 благородных девиц воспитывались в Новодевичьем монастыре.
При институте в 1765 году открылось новое отделение «для мещанских девиц», хотя первоначально это было заведение только для знатных имен.
С 1796 году Смольный институт в Санкт-Петербурге входит в Ведомство учреждений императрицы.
В 1848 году здесь появился педагогический класс для подготовки в течение двух лет учительниц. Мещанское отделение тогда преобразовали в Александровское училище.
В октябре 1917 года институт возглавляла княгиня В. В. Голицына, которая перевезла его в Новочеркасск.
Последний выпуск Смольного института состоялся в Новочеркасске в феврале 1919 года. Летом 1919 года институт переехал из России в Сербию.
Воспитанницы института носили особые форменные платья, причем в разном возрасте полагалось носить форму определенного цвета. Самые маленькие носили платья кофейного цвета, в среднем возрасте - темно-синего цвета, в немного старше среднего – голубого цвета, а в старшем возрасте выдавали белые платья. Коричневый цвет был практичен для малышек, и он символизировал близость к земле. Все более светлые цвета говорили о возрастающей у девушек образованности и аккуратности.
На выпускной публичный экзамен в Смольный институт приезжал сам император и члены императорской семьи. Шестерым лучшим выпускницам по окончании выдавали «шифр». Золотой вензель представлял собой инициал императрицы Екатерины II. Некоторые выпускницы учреждения были удостоены стать фрейлинами двора.
Учебный курс ничем не уступал курсам женских гимназий.
Показать больше