История строительства
Чайный клипер Катти Сарк был разработан и построен Геркулесом Линтоном, сделанным по заказу капитана Джона Уиллиса. Построенный корабль в конце ноября 1869 года был спущен на воду в городе Дамбартон. Его капитан, которого называли «белым цилиндром», мечтал стать обладателем самого скоростного мирового корабля. Скорее всего, такое судно ему было необходимо для того, чтобы стать первым человеком, доставляющим из Китая на остров чай. Ничего особенного в строительстве корабля не использовалось, конструкция Чайного клипера Катти Сарк состоит из железа и дерева, а его обшивка – из тика и вяза, а остов – из чугуна. Днище судна было оснащено медно-цинковыми пластинами. «Cutty Sark» – название корабля, которое в переводе с шотландского языка звучит как «короткая рубашка». Судя по первой версии, капитаном клипера изначально было принято решение назвать корабль именем ведьмы с одной картины, которую Джон Уиллис запомнил после посещения одной картинной галереи. Однако, будучи сильно суеверными, моряки отговорили капитана от этого замысла. В результате корабль был назван так, как решила вся команды. Стоит отметить, что в названии все-таки не обошлось без той ведьмы, судно назвали в честь короткой ночной рубашки, которая была надела на бесовку. На носу клипера установили фигуру, очень похожую на тут же героиню картины. По другой версии капитан собирался дать судну название «Морская ведьма», однако под таким же именем был зарегистрирован совершенно другой корабль. Поэтому Джоном Уиллисом был сделан выбор в сторону прозвища Катти Сарк – имени героини поэмы Роберта Бёрнса.
Судьба корабля
К кораблю, которое было предназначено для перевозки чая из Китая, со временем прикрепилось название чайного клипера Катти Сарк. Стоит отметить, что это была не простая доставка чая, а настоящая конкурентная гонка, ведь пришедший первым в порт корабль приносил своим владельцам значительную разницу в прибыли, получаемую поставщиком чая из новых урожаев. Однако в этой гонке чайный клипер Джона Уиллиса ничем не выделился, свою известность он приобрел в 1872 году, после захватывающего и скоростного состязания с одним из самых быстрых клиперов – с «Фермопилом». История гласит о том, что два выдвинувшихся из Шанхая судна двигались практически на одной скорости, но через полмесяца судно Катти Сарк осталось без руля. Поэтому капитану Моуди пришлось направлять клипер по ветру с помощью подручных средств. Сформированный заново руль команда мастерила больше недели, из-за этого чайный клипер добрался до Лондона только через неделю после «Фермопила». Благодаря самоотверженности капитана и его тяги к победе судно смогло войти в историю. Однако со временем пароходы стали чаще использоваться чем клиперы, даже несмотря на то, что они не отличались скоростным режимом. Вероятнее всего замена была произведена из-за выгоды в сторону стабильности поставок через Суэцкий канал. Со временем чайный клипер Катти Сарк использовали для перевозки шерсти из Австралии. В 1895 году судно у капитана Уиллиса было приобретено португальской компанией «Ферейра», спустя некоторое время, в 1922 году клипер перешел во владение другого капитана – Уилфреда Доумена, который отреставрировал судно, изменил немного оснастку и привел его к исходному виду. Катти Сарк позже начали использовать как стационарное учебное судно, которое с 1954 года было причислено к ряду музеев Лондона, выставленных на вечную стоянку в сухой док Гринвича. На сегодняшний день эта популярная достопримечательность стала одной из самых посещаемых в городе.