Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Планы сбылись, разве что обнаружили неудачное расположение гостиницы в привокзальном районе с не самым благополучным контингентом по соседству, ну да это не помешало погулять с друзьями по вечернему Франкфурту и наутро посетить небольшой городок Бад Хомбург.
С Франкфурта фотографий, увы, нет по причине забытости штатива в номере гостиницы, а бадхомбургские красоты присутствуют в виде традиционного собора и нескольких фоток поразивших самые глубокие чувства скульптур зайцев в тамошнем парке :-).
В обед отправились дальше на юг - в Швейцарию.
Местом базирования выбрали мы тихое курортное место в центре страны - Шварцзее, которое в принципе оправдало наши ожидания, за исключением расположения в своеобразном горном тупичке - куда бы ни ехал, нужно было рулить на север километров 10, чтоб попасть на хайвей. За исключением поездок на восток (Интерлакен и т.п.), где нужно было продираться по горным серпантинам. В остальном же место располагало многими отпускными аттракциями - горами с подъёмником на одну из них, озером, детскими площадками и несколькими нормальными ресторанами, а также шале за примерно 50 евро в сутки на пятерых :). Там же мы и отдыхали в общей сложности дня 3 между разъездами по Швейцарии. Вообще там довольно живописно:
На следующий день, собсссно :-), и начался процесс ознакомления с достопримечательностями. Вообще алгоритм его был прост - с утра или не очень :-) поехать куда-нибудь в предварительно выбранное по Мишленовскому гиду место и ознакомиться :-). Помогала нам в этом и GPS-навигация Garmin Nuvi 350, которая даже несмотря на позапрошлогодние карты ошибалась сравнительно мало и чрезвычайно разгрузила как водителя, так и штурмана, не говоря уже о лёгкости ориентирования в городах и просёлках, нахождения объездов, парковок и достопримечательностей.
Первый день (дождливый) был посвящён городу Фрибург - ближайшему к месту нашей основной локации. Город - центр соответствующего кантона, с остатками крепости и богатым историческим прошлым, за подробностями которого я возьму на себя смелость отослать читателя к Гуглу :-). Нам он понравился видами с мостов. А вот небо подкачало... Также в программе присутствовал обязательный собор и прогулка по городу:
На следующий день мы поехали в Базель. Начали с изрядно разрекламированного Мишленом зоопарка. Он и в самом деле неплох, но скорее является не выдающимся, а просто очень хорошим.
К сожалению сам Базель у меня "не пошёл". Практически с самого начала я стал испытывать столь явный дискомфорт, что даже фоток приличных не сделал. Пожалуй, это один из немногих случаев на моей памяти, сравнимое чувство я испытывал разве что только в Питере, увы.
А вот следующий посещённый город, Берн, оставил самые тёплые впечатления. Собственно, мы там были даже 2 раза - вначале всей компанией, а на следующий день сбежали туда только с супругой. Берн утопает в зелени и несмотря на развернувшееся в его центре строительство, очень понравился своим "духом" и цельностью впечатлений. Виды с обзорных точек, улочки, башни, фонтаны и цветочный сад просто изумительны.
Наша следующая поездка была в Лозанну. Начали мы собора и старого города на горе, погуляв спустились на набережную, покатались по Женевскому озеру на кораблике и продолжили в городском ботаническом саду с приятным видом на озеро и горы:
На следующий день мы решили залезть на гору, пусть и при помощи подъёмника. Неподалёку от Шварцзее (по прямой, а по горам получилось изрядно) есть пик Стокхорн - пусть сам и небольшой, без снега, но Мишлен обещал знатную панораму оттуда на Альпы. И Мишлен не обманул, да и погода не подвела - вид на самом деле открывался роскошный, хотя более и "образовательный", чем фотографически-шедевральный :-).
Также оттуда видно озеро Thun и одноимённый город.
На обратном пути "домой" заехали в Интерлакен. Этот город, пожалуй, понравился мне больше всего из посещённых в Швейцарии. Есть в нём какая-то лёгкость, простор, опять же покрытая снегом Юнгфрау, доминирующая над ним и видная почти со всех мест, добавляет шарма. Горы, чистый воздух, река, парапланеристы и горы, а также вкусный тортик в "чайной" не могли не создать позитивное настроение :-).
По дороге домой получилось снять приятную, по-моему, панораму центрально равнинной части Швейцарии.
Наша следующая "экспедиция" была тоже в связана с Интерлакеном - из него на поезде мы отправились на самую высокую в Европе железнодорожную станцию на горе Юнгфрау на высоте около 3,5 километра. Выехали совсем рано, примерно в 4 утра, чтоб успеть на первый поезд. Начали с горных серпантинов в темноте, на рассвете приехали к одному из озёр, между которых в соответствии с названием :-) и находится Интерлакен, озеру Тун:
Потом, уже в поезде, видели последующие стадии рассвета в горах, когда Солнце "зажигает" покрытые снегом вершины, а в распадках всё ещё темно:
На Юнгфрау было сравнительно холодно, солнечно, ветрено и снежно:
Помёрзнув, прокатив детей со снежной горки (что им активно не понравилось) поехали на поезде вниз, но уже по другой дороге, отличавшейся характерно альпийскими видами:
По дороге домой заехали в город Тун, стоящий севернее Интерлакена, заманивший нас ещё утром своим замком и открывающимися видами:
Следующая поездка была в Женеву - как же без этого :-). С моей точки зрения этот город излишне разрекламирован - да, путеводитель не врёт и всё обещанное оказалось в наличии: самый высокий фонтан, набережная, собор, старый город, ООН-овские официозы и пр., но в отличие от Интерлакена, Берна и даже Лозанны город не произвёл цельного впечатления несмотря на то, что бродили мы там до вечера, катались на кораблике, поднимались на собор и пр. Нудашоподелать, как же в Швейцарию и без Женевы... :-)
На следующий день мы решили не напрягаться и поехать не очень далеко и выбрали Невшатель. Несмотря на начавшую накапливаться усталость от предыдущих покатушек (я всё время был за рулём по причине горности дорог и вообще :)) город весьма понравился. Он такой... компактный и цельный. "Отдыхательная" набережная почти примыкает к старому городу и порту, чуть отойдя попадаешь на узкие мощёные улочки, сразу же начинающиеся от красивой площади, а немного выше приходишь к замку и собору. Бросаются в глаза многочисленные геральдические эмблемы, в других городах их кажется меньше:
Как водится домой поехали не напрямую, а завернули в небольшой городок Муртен на востоке от Невшателя. Пожалуй, главная достопримечательность в нём - это отреставрированная городская крепостная стена, по которой можно прогуляться. Ну и вообще виды города приятные:
Последняя в эту поездку "большая" экскурсия началась с города Сион (ну ещё бы, как миновать :-)) и развалин крепости, а также сохранившегося монастыря (?) на двух холмах неподалёку от него. С удовольствием полазили и даже позагорали:
После Сиона, благо что в самом городе практически не задержались, решили поехать на легендарный перевал Сен-Бернар, это недалеко оттуда. Дорога шла в гору, погода синхронно с этим портилась, потом пошли туннели, а за ними - серпантин с обрывами, но таки доехали и имели счастье потискать аутентичных сенбернаров, которых монахи всё ещё там разводят несмотря на то, что в поисковых делах переключились на вертолёты. Ну и коньяка, вестимо, вертолёт больше унесет, так что перемены к лучшему. На перевале было туманно, собаки были флегматичны, как и полагается:
По дороге домой заехали в Монтро, к замку de Chillon.
На сём наша эпопея практически закончилась, отдохнув денёк в Шварцзее мы поехали домой в Голландию - почти 800км с 9 утра и до 6 вечера с остановками перекусить и размяться.
Итак - 2 недели, +3700км на спидометре, 7Гб фотографий, гигабайт 20 видео (жена старалась). Нам понравилось, хоть и устали.
Вот примерные направления наших перемещений и посещённые места:
Вторая половина мая в Ирландии - это просто сказка: все цветет, зеленеет, набирает краски. Турист так и прёт массово в страну. А вот в Швейцарии все наоборот. Там в это время не сезон. Но нам - какая разница?
Прилетели с женой в Цюрих из разных стран, встретились прямо в аэропорту у багажной ленты, т.к. разница в рейсах была всего 15 минут. Взяли машину в прокате, настроили навигатор и вперед, в Люцерн. Швейцария прекрасна: аккуратные поля усыпаны полевыми цветочками, сказочно-пряничные домики вырастают прямо из скал, коровы картинно пасутся на полях... В общем, страна Milky Way, посмотрим, что будет дальше...
В Люцерне гуляли около часа, вышли к мосту Капелльбрюкке/Kapellbrucke (самому старому в Европе крытому деревянному мосту!): чистейшая зеленоватая речная вода (что поразило!), белые лебеди, башня Вассертурм/Wasserturm посреди моста и заснеженные горы на заднем плане. Красотища! И только один у нее изъян - нет у нас квартиры с видом на все это. Однако, план суров: за неделю надо осмотреть все намеченные точки, поэтому на простые туристические радости времени особо нет. Закупаем еды на ближайшие сутки и отправляемся в Лаутенбруннен/ Lautenbrunnen искать кемпинг.
Дорога идет вверх, петляет. Поднимаемся примерно на 1000 метров. Учитывая, что в Швейцарии нет нулевой альтитуды, то это внушительная высота. Выше в горах начинается дождь, температура падает. Прибываем в Лаутенбруннен около восьми вечера. В городке всего три кемпинга и в такое время на ресепшенах, естественно, уже никого нет. Можно, конечно, в наглую поставить палатку и утром расплатиться, но за окном машины так мокро и мерзко, что нога не поднимается выбраться наружу. Скрепя сердце решаем искать убежища в гостиницах. Однако не все так просто оказалось. Все шале, куда мы стучались, либо забронированы еще год назад, либо закрыты, либо поселяют там минимум на три дня. Вот вам и не сезон. А время близится к девяти часам - спать и жрать хочется безмерно. К счастью, в одном шале нам посоветовали обратиться в Staubach Hotel. И там наконец-то нашлась для нас комната на одну ночь! Под дождем встаскиваем чемоданы-рюкзаки в свой номер - а там тепло, сухо, горячая ванная и даже маленькие плиточки швейцарского шоколада на подушках! Максимум счастья для усталого путника.
Трехэтажный отель довольно старый, и старина эта тщательно сохраняется - широкие скрипучие деревянные лестницы, хитрые задвижки на окнах, картины на стенах. Все, мы в Альпах, мы в Швейцарии и все именно так, как должно было быть (или как нам это представлялось)...
13.05.2011
С утра - неплохое небо. В отличном настроении от грозящей нам удачной съемки завтракаем в просторной столовой с белыми скатертями. В меню - вареные яйца красного и желтого цвета (скорлупа реально раскрашена, чтобы отличить готовые яйца от сырых), бекон, кофе и свежайшие круассаны. Вид из окна - нависающие скалы, альпийские хижины... Красота в общем, неописуемая. Дружелюбная хозяйка желает солнечного дня. Спасибо, конечно, на добром слове, но, выйдя из отеля, попадаем аккурат под дождь. План подняться на фуникулере вверх и отснять Юнгфрау/Jungfrau с треском проваливается. Катаемся кругами в поисках ночлега, т.к. кемпинги работаю два часа утром и два часа вечером, а знать, где будем сегодня ночевать, хочется заранее. Палаточников нигде нет. Дождь не прекращается. Доезжаем аж до Интерлакена/ Interlaken и там находим вариант - хостел для бэкпакеров, комната для двоих с четырьмя кроватями. Сбросив вещи, идем гулять по городу. Дождь немного стих, но тяжелые тучи все еще обволакивают горы, окружающие этот симпатичный (а других в Швейцарии и нет) междуозерный городок. Все портит единственный в своем роде, очень страшный многоэтажный отель из серого бетона, торчащий над всей архитектурной красотой. Как будто привет из СССР получили.
От дождя укрываемся, перебегая от магазинчиков к сувенирным лавкам, и даже два раза заходя в костелы (в одном из них улыбнула стеклянная автоматическая дверь, закрывающая от непогоды и времени тяжелые старинные двери из дерева).
Интерлакен - международный курорт с соответствующим набором дорогих салонов, бутиков, отелей, но сейчас здесь тоже безлюдно, межсезонье. Попадаются только неимущие европейские пенсионеры, ну или экономные товарищи, вроде нас.
При заселении в хостел, в качестве бонуса мы получили бесплатный поход в местный бассейн. Чем мокнуть на улице, решили поплавать. Оказался вполне себе приличный, а главное, почти пустой бассейн. Только на нескольких дорожках детская группа занималась с тренером. Окна в бассейне во всю стену, за окном лес и железная дорога с поездами. Понежились в теплой хлорированной водичке, размялись, в общем, приятно провели время.
Кстати, в хостеле в холле установлены телевизоры, вещающие погоду с горных вершин Швейцарии. Очень удобно - проснулся, посмотрел на картину со снегом и температурой -2, и понимаешь, что ехать никуда не надо.
Мы же, проснувшись утром, первым делом выглянули в окно. Лепота! Облака высокие, кое-где пробивается солнце и где-то вдалеке между гор маячит голубое небо. Завтракаем и летим в Лаутенбрюннен на фуникулер. На 700 метров поднимаемся за 5 минут. Где-то на полпути попадаем в облако и так и ползем в нем до самой вершины. Наверху все пассажиры садятся в одинокий вагончик, который доставит их в Мюррен/Murren. А мы, чтобы стопроцентно проникнуться красотой Альп, отправляемся в ту же сторону пешком по лесной тропе. Идти пришлось в облачной завесе. Надежды сделать фото Юнгфрау практически не было. "Ну, по крайней мере, надышимся чистым горным воздухом", - утешаем себя. Воздух и в самом деле чистый, пронизанный запахом свежих еловых опилок (где-то недалеко недавно работали лесорубы).
Свежеотесанные бревна сложены аккуратными кучами, журчат многочисленные ручейки и водопады (тает горный снег), и скромное разноцветье жирных альпийских лугов вокруг. Приблизительно через полчаса пути облака поднимаются, но макушки гор все еще остаются скрыты за белой ватой.
Идем по тропинке вдоль ж/д путей. Солнце мелькает, но как-то неуверенно. Видов никаких. Решаем подняться немного выше. Петли серпантинной дороги срезаем напрямик и карабкаемся по бездорожью. Дыхание - ноль. Устраиваем привал на поляне среди белых цветов, надеемся, что это эдельвейсы. Ползем выше. Попадаем в болото. Приходится обходить его вокруг. Наконец-то выходим на тропу в самой ее высокой точке. Горы скрыты облаками. Садимся на лавочку под маршрутным столбом отдохнуть и подождать погоды - когда-нибудь же эти проклятые облака должны уйти! Где-то летает невидимый вертолет. Оказалось на такой высоте есть мобильная связь. Звоним домашним. Мимо проходят на спуск несколько пожилых туристов с палками в руках...
Наконец облака рассеиваются и показываются горы. Панорама нереальна, даже смотреть не хочется, мозг не способен в полной мере оценить все великолепие. Спускаемся вниз - 9 км по красной тропе до Мюррен. Пьем из родника чистейшую альпийскую воду. Облака исчезли совсем и теперь реально печет. Потихоньку раздеваемся, и вниз сползаем совсем уморенные.
В Мюррен обедаем в ресторанчике, на открытой террасе с нереальным видом на городок и горы. Где-то внизу, глубоко в пропасти под нами - невидимый отсюда Лаутенбрюннен, Земля, города и страны. Заказываем томатный сок и суп из спаржи. Любопытная птица - черная с желтым клювом - скачет по перилам, заглядывает через плечо в тарелку. Несколько богатых старичков пьют вино за соседними столиками. Ждем фуникулер. Солнце шпарит, все вокруг цветет и благоухает. Старинные альпийские домишки украшены колокольчиками, готической вязью и черепами горных коз. Мюррен используют, как перевалочный пункт для подъема на Бирг/Birg и Шильтхорн/ Schilthorn. Зимой здесь, наверное, не протолкнуться от обилия туристов, но сейчас - тишина и умиротворение.
Вниз спускаемся в два приема. Пролетаем мимо веревочного моста шириной в полтора человека. Мюррен скрывается в вышине, за неприступной обрывистой скалой. Никогда-никогда снизу не догадаешься, что наверху кипит симпатичная, вполне цивилизованная пейзанская жизнь.
Из Лаутенбрюненна едем в сторону Берна. Заезжаем на водопад Гайсбах/Giessbach. Он был бы похож на все остальные, если бы не одна особенность - за ним можно пройти, буквально потрогав падающую воду рукой.
На ночевку останавливаемся в Гват/Gwatt, в маленьком кемпинге на берегу озера недалеко от Туна/Thun. Мы - первые в этом сезоне палаточники, поэтому кемперы смотрят на нас широко открытыми от удивления глазами. Вечером еще успеваем смотаться поснимать замок Шпиц/Spiez (и одноименный городок: цветы, яхты, открытые рестораны). В костеле при замке - концерт одинокого гитариста. Из слушателей только редкие туристы. Вот и мы послушали пару минут и отправились в средневековый замок Оберхофен/ Oberhofen - один из самых фотогеничных в Швейцарии. Закатное солнце способствовало, было тихо и безлюдно, лишь несколько уток плескались у причала.
14.05.11
Сырое, прохладное утро. Капли на траве. Наши помятые с недосыпу лица. Легкие тучки, сквозь которые пробивается солнце. Завтракаем, крошим круассан многочисленным и зверски голодным воробьям. Сматываем палатку и спальники, кидаем в машину, едем в Берн.
Примерно полтора часа шатаемся по столице, украшенной разнообразными фигурами медведей и флагами. Обнаруживаем литовское посольство на одной из центральных улиц старого города. Наблюдаем шествие важных господ в средневековых костюмах, со знаменами и под барабанную дробь. Закупаем очередную порцию провизии и далее - Муртен/Murten. Там гуляем по замку, забираясь в самые тихие и безлюдные улочки. Задворки замка местные жители поделили под маленькие садики: на каждой калиточке свой хитрый замочек, а в садиках - цветочки, грядки, все так уютно и по-домашнему. Благо, что неприступный замок под боком... Спускаясь вниз по улице, попадаем на блошиный рынок - куча милого старого барахла, сломанные куклы, засаленные книжки, весьма недешевые фарфоровые тарелочки, паровозики времен Первой мировой, пластинки молодости наших (ой, т.е.швейцарских) мам и т.п....
Наш следующий кемпинг запланирован на берегу Женевского озера /Lac Leman, недалеко от Виленёв/ Villeneuve. В поисках пленки для палатки заруливаем в пару огородно-садовых магазинов (нашли таки - 1,5 евро за штуку). В дороге нас застал дождь. Даже не дождь, а град - причем такой, что машины практически встали на дороге из-за полного отсутствия видимости.
Доехали до кемпинга. Под дождем и ветром поставили палатку. Вспомнилась Франция 2006 года - тот же экстрим...
Перед ужином ездили в Монтре/Montreaux - хотели увидеть памятники Ф.Меркьюри и В.Набокову, а так же небезызвестную гигантскую "вилку", воткнутую в воды озера в Вев/Veuve. Но дождь не дал высунуть даже носа из машины (Меркьюри увидели только с тыла, проездом мимо набережной). Вечерело, народу мало, несмотря на субботний вечер. Такой плохой погоды не бывает даже в Ирландии. Завтра попробуем туда еще раз съездить.
В кемпинге пленкой накрываем палатку и подогнанную поближе машину. Получается неплохой такой домик, в котором можно даже ужин приготовить. Налопались полуфабрикатным ризотто и завалились спать. Лохматые французы слева перестали орать под гитару и тоже затихли. Спаааать!
15.05.11
С утра не было дождя, который лупил всю ночь по палатке! Помятые, выползаем из спальников. Сварили и съели невкусные макароны, покормили очередных воробьев и отправились дальше. На Меркьюри и Набокова не поехали, в другой раз. Сразу - на Монблан. Ну не на сам, конечно, а так, издалека посмотреть. В Швейцарии все рядом. Полчаса, и мы на месте - в заснеженных горах, в холоде (всего + 2). По узкому серпантину въехали на высоту 2000 м (а потом еще пешком добрались до 2051). Напялили всю одежду, чтобы не закоченеть в этом Рождестве, среди заснеженных елок, пообщались с туристами (бодренькой семьей из Израиля), и потопали по камням в гору. Немного погодя обнаружили церковь - Notre dame des Neiges (Богородица в снегах). На церкви - две таблички. Одна о том, что здесь в 1323 году погиб батальон во время франко-швейцарской войны, а вторая - в память о погибших при строительстве плотины на озере Эмоссон/Emosson, которое простирается здесь же, и на него открылась бы великолепная панорама, если бы не снегопад...
Идем выше: прогалины, снег, камни, кусты брусники под снегом, крест наверху. Спускается облако, валит снег, все накрывает абсолютная тишина - даже не звенящая. Глухо, как в вате. Монблана, увы, не видно. Чувствую себя горцем, пастухом или, как минимум, партизаном, скрывающимся в горах от врагов...
Спускаемся обратно на паковку, заходим в таверну, чтобы согреться горячим шоколадом. Таверна оформлена в пейзанском стиле - грубые деревянные столы, орудия труда, какие-то сани, фонари, кукла девушки в национальном костюме кантона Valais, где мы и находимся, и прочее и прочее...
По туманному серпантину, при нулевой видимости - вниз-вниз. А внизу-то светло и весело и в просветах облаков пригревает солнышко. Приехали в столицу кантона - город Зион/ Sion. Стоим у подножия двух холмов и решаем, на какой подняться. На одном находится базилика де Валер/ de Valere, на другом - замок Турбийон/Tourbillon. Времени есть только на один холм. Поднимаемся к базилике с тем, чтобы оттуда поснимать замок. Замок как мы поняли - это развалины, здесь же - действующая церковь и даже музей какой-то. Но в принципе, думаю подняться нужно и к замку, должны быть неплохие виды на церковь.
По дороге в Церматт/ Zermatt заезжаем на пирамиды d'Euseigne - это природные пирамиды наподобие турецкой Кападокии. Только в отличие от Турции, здесь эти пирамиды смотрятся как-то чужеродно посреди высоких гор и зеленых лесов...
В Церматт ведет единственная дорога через горный тоннель. Так что в случае обвала останемся там жить. В Таш/ Tasch нашли единственный кемпинг. На улице +6, и такое ощущение, что все три кемпера, стоящие в кемпинге, съежились от холода. Ночевать в палатке нереально, т.к. ночью явно будет еще холоднее. Находим новенький, но скромный по своим запросам отельчик (без постельного белья и готовить можно только на веранде-балконе на походной плитке). Хозяйка - бывшая альпинистка, на дверях номеров - ее фотки с разных покоренных вершин. И все номера, соответственно, носят названия этих вершин. Нам достался номер - 6 - Юнгфрау.
Во дворе отеля бегают белые овцы с черными мордами и коленками. Ягнята похожи на игрушки. Ночуем с видом на Альпы - только лес и пенье птиц.
16.05.11
Встали в 6, в Церматт на поезде выехали в 8 и приблизительно в 8.30 стали подниматься. Полчаса потратили на дорогу от вокзала до окраины городка. Церматт - 100-процентно-лыжный курорт, помпезный, с кучей богатых витрин. Сейчас - межсезонье. 24 апреля закончился зимний, а летний начнется только 24 июня. Снег почти сошел, но нам попадались люди с лыжами и даже один товарищ со сноубордом в руках и выражением на лице "куда я попал???" (Напомнил пацана из "Ералаша", который долго собирался и в итоге вышел в хоккейном обмундировании, когда на дворе уже было лето. :))
Маттерхорн/ Matterhorn весь день "дымился", облака обтекали его, и ни разу за весь солнечный день гора не оказалось на 100% чистой. Но так тоже интересно. Добрались до отметки 2700 метров, где на берегу еще покрытого льдом то ли озера, то ли большой лужи устроили привал.
Снега мы набрали полные ботинки, тропинка очень часто была завалена сползающими с вершин пластами, и приходилось идти напролом, т.к. обход на обозримом расстоянии виден не был. Последний пробег - оба проваливаемся по колено, если не выше. Я хохочу, жена сердится, горы безмолвствуют.
Ноги наши за долгое хождение устали нереально, вверх и вниз своим ходом, по бездорожью, по крутым камням... В общей сложности мы прошли 24 км за день. Спускались на полусогнутых, пугая местных жителей. В общем, с непривычки нельзя так. Еще и обгорели, про крем солнцезащитный напрочь забыли, как и про очки. Туристы... млин.
На спуске нереально пахло прогретой хвоей. Видели разных тварей в горах: много брачующихся толстозадых сурков (символов региона), горных козлов, белок, ласточек, орлов каких-то незначительных... Бабочки проснулись, разные букашки, рыбки в еще замерзшем озере (только по берегу оттаяло). Но все равно рано пока в горы, ближе к концу мая - самое то.
... ту би континуед...
Автобусный тур СПб - Брест - Градец Кралове - Нюрнберг - Инсбрук - Верона - Милан - Лугано - Люцерн - Грюйер - Монтре - Шильонский замок - Женева - Базель - Берн - Цюрих - Рейнский водопад - Сен Галлен - Боденское озеро - Лихтенштейн - Баварские замки - Мюнхен - Ченстохова - Брест - СПб. Вот такой интересный тур предлагает питерская фирма "Балттур". Ездили мы в него еще в августе 2008г., но вот отзыв созрел только сейчас. Для меня это была уже вторая поездка в те края, первая была 7 лет назад, примерно по тому же маршруту, от той же фирмы и, что удивительно - с тем же экскурсоводом - Вероникой, которая, что уже просто поразительно, меня сразу узнала и вспомнила, за что ей особый респект.
Сразу скажу, что моя оценка туру - твердая 5, гиду - "5-", уж извините Вероника, но немного напрягали временами навязчивые предложения типа "я вас отведу в такой магазин...", хотя "таких" магазинов в округе десятки. Но, что поделать - гиды тоже хотят подработать, и я ее нисколько не осуждаю - магазины были не хуже других, не хочешь - не ходи. Но "стадное чувство" все равно заставляло народ покупать именно в них. Ну и еще минусик - рассказы по дороге могли бы быть посодержательнее и поинтереснее. Но по организации - все просто блеск. К тому же в основных городах у нас были местные гиды - что, конечно, несравненно увеличивало качество экскурсий.
Автобус и водители были из Литвы - великолепные ребята, форменные рубашки и галстуки, чистый автобус, постоянная готовность откликнуться на любую просьбу - в общем 5+. Как настоящие профессионалы, в конце поездки попросили у группы прощения "...если что было не так", за что удостоились бури аплодисментов.
Группа подобралась спокойная, всего 26 человек (из которых только 5 мужчин), ни одного конфликта, полупустой автобус, что позволяло всем желающим садиться на передние сидения на втором этаже и делать по ходу автобуса великолепные снимки пейзажей Швейцарии. Поскольку уже давно езжу в автобусные туры - было с чем сравнивать. Ни одного ночного переезда, чай, кофе, кино в автобусе (причем - "со смыслом" - в Австрии "Звуки музыки", перед Вероной - "Ромео и Джульетта", в Италии - "Укрощение строптивого" и так почти каждый вечер), приличные гостиницы, чистые и тихие, со всем необходимым - душ, завтрак.
Основной целью поездки было показать Европу (и, особенно - горы и замок Нойшванштайн) моей любимой. Цель была достигнута - более 1000 фотографий осталось на память о поездке. Когда я предлагал остановиться и просто посмотреть в окно, она отвечала: "А что я буду вспоминать долгими зимними вечерами?" Надо сказать - это был не предел. Один из наших попутчиков умудрился сделать 2500 фоток! Правда, он фотографировал даже еду, которую ел.
Единственную ошибку наши водители совершили в самые первые минуты поездки, но она едва не выбила нас из графика. Дело в том, что поезд СПб-Брест был полностью заполнен тургруппами, автобусов было больше 20 и все они рванули к границе. Мы были в числе первых, но на этом небольшом отрезке умудрились свернуть "не туда" и пока разворачивались, многие нас обогнали, что стоило нам 5.5 часов на границе, просмотра "Ва-банк 1 и 2" и прибытия в Градец Кралове уже поздней ночью. Я так подробно останавливаюсь на этих вещах потому, что об автобусном туризме существует множество мнений, зачастую полярных, и те, кто сейчас читает этот отзыв и решает для себя "стоит ли ехать", должен представлять возможные плюсы и минусы.
Конечно, для кого-то удобнее прилететь самолетом, но зато я могу с чистой совестью сказать, что за время своих автобусных поездок я ВИДЕЛ всю Европу, и не из иллюминатора сквозь облака. Только пожалуйста, НЕлюбители автобусного туризма - не надо иронизировать и полемизировать здесь о том, что лучше, а что хуже. Я всегда пишу ИМХО.
Чтобы не отнимать время читателей, не хочется описывать города и достопримечательности по ходу тура, поэтому просто - короткие заметки об увиденном.
Первый из больших городов в туре - Нюрнберг - поразил чистотой, ухоженностью, как и все немецкие городки.
Великолепный исторический центр, к сожалению, как и в Гданьске, в основном - новодел, т.к. город был разрушен союзниками во время войны, а для проведения процесса был выбран как раз потому, что именно в нем сохранилось (парадокс) большое здание суда. Как и полагается, отдали должное знаменитым нюрнбергским сосискам и пряникам, обнаружили "проникновение наше по планете" - в виде хора соотечественников, распевающих "Распрягайте хлопцы коней...", покрутили знаменитое колечко в ограде фонтана на главной площади - на счастье.
В Инсбрук приехали тоже поздно, и, поскольку темнеет рано, к Альпам подъезжали уже в темноте. Зато были вознаграждены видом из окна гостиницы на следующее утро.
Инсбрук - это город, где "все улицы упираются в горы",
т.к. находится он в долине между горных хребтов.
Посмотрели город, оценили юмор австрийцев - дело в том, что многие туристы, особенно, наверное, американцы и японцы, путают Австрию с Австралией - и очень удивляются, не обнаружив там... кенгуру. На что австрийцы отвечают сувенирной продукцией с изображением скачущих, как кенгуру, коров с огромным выменем и надписями "Нет кенгуру в Австрии!"
Переезд в Италию прошел, как и везде в Европе, незаметно - просто синяя табличка у дороги с надписью "Италия" и знаком Евросоюза. Почти всю поездку нам везло с погодой - и Верона встретила нас жарой. Город знаменитой древней "Арены"
- на которой сейчас проходят оперные спектакли, "арок Скалигеров" и, конечно - Ромео и Джульетты. Бедная Джульетта! Столько пережить при жизни и удостоиться такого унижения после смерти! Дело в том, что у туристов сформировалась дурацкая и позорная традиция - погладить грудь бронзовой фигуры бедной девушки, стоящей рядом с балконом, на котором, якобы, состоялось их первое свидание с Ромео. Если бы Шекспир переворачивался в гробу от каждого поглаживания, его можно было бы использовать в качестве турбины - ибо страждущих тысячи и грудь девушки сверкает, начищенная до блеска. Посещение Вероны может быть особенно интересно москвичам - там они увидят знакомые архитектурные элементы - крепостные стены из кирпича, с характерными "ласточкиными хвостами", как на стенах московского Кремля. Судя по всему - его строили итальянцы.
На следующий день мы отправились в Милан, по пути заехав в красивейшее место - крупнейшее озеро Италии - Гарда и курортный город Сирмионе. Огромнейшие лимоны - гордость Сирмионе,
поездка на катере по озеру вокруг курорта, стоящего на длинном мысу,
купание в озере - короче, субтропики на севере Италии.
Милан - грандиозный собор Дуомо,
улица бутиков Монтенаполеоне, театр Ла Скала, замок Сфорца
(и местный пьяный бомж, собирающий деньги в фонтане у замка), огромное количество цветных (всех цветов - черные, коричневые, желтые) и все с семействами - бедная Европа!
Переезд в Швейцарию - город Лугано, состоялся тоже удивительно буднично. Швейцарские визы делались отдельно, но, поскольку въезжали из Италии, никто нас не остановил и визы не проверил (как и на выезде в Лихтенштейн). Лугано запомнился поразительного размера колбасами и копчеными окороками в лавках - плодами земли швейцарской,
парком у озера
и фонтаном с горной водой - от него веяло холодом, как от кондиционера.
На следующем переезде - до Люцерна проехали по знаменитому Сен-Готардскому тоннелю, длиной 17 км - он один из самых длинных в Европе, а самый длинный - 24 км - в Норвегии, по пути в Берген. Но отличаются они сильно - швейцарский с бетонными стенами и освещением внутри, а норвежский - с необработанными скальными стенками и темный - только фары автобуса. Правда, внутри есть 3 специальных площадки для остановки - с поразительной желто-голубой подсветкой.
В Люцерне у нас было три ночевки, оттуда, как с базы, мы путешествовали по Швейцарии. Город великолепен, швейцарцы говорят, что Берн - голова Швейцарии, Женева - рука, а Люцерн - ее сердце. Потрясающе выразительный памятник швейцарским гвардейцам - "Умирающий лев", вид на горы Пилатус и Риги, знаменитые деревянные мосты, вошедшие в мировое наследие ЮНЕСКО - Часовенный и Мельничный
(часовенный в конце прошлого века сгорел - и пожар, с надписью "Люцерн", запечатлен на открытках, которые продаются в городе). Возвращались поздно, а в Швейцарии все закрывается очень рано, в воскресенье - вообще не работает, в том числе и продовольственные магазины, аптеки и т.д., что сильно напрягало - приходилось отдельно заботиться об ужине.
Первая поездка была в замок Грюйер, знаменитый своим сыром, музеем сыроделания, где со специальной галереи можно наблюдать за процессом,
Из Грюйера путь наш лежал вдоль берега Женевского озера, мимо курорта Монтре, где долгих 16 лет жил писатель Набоков, и где ему установлен памятник, почему-то на одной лужайке с американскими джазовыми звездами - Реем Чарльзом, Би-Би Кингом, Эллой Фитцджеральд.
Там же, недалеко, на берегу озера, стоит бронзовый Фредди Меркьюри - один из величайших идолов рок музыки. Как принято говорить - у памятника всегда живые цветы. Там же, в Монтре, группа "Deep Purple" написала свою знаменитую песню "Дым на воде" - когда приехала в город записывать альбом и увидела, что студия звукозаписи сгорела... Нам в Монтре не повезло - на набережной был развернут ужасный "блошиный рынок", с плодами не труда, а скорее - отходов всевозможных эмигрантов, которые расставили на набережной свои автомобили, разложили нехитрый скарб на продажу (типа цинковых ведер без ручки, сковородок, б/у тапочек на газетке), готовили еду на прогорклом жире, от которого вонь шла по всей набережной и т.п. Это не тот "блошиный рынок", которым славятся многие европейские города, например тот же Люцерн или Брюгге. Этот был ужасен. По словам гида, которая там часто бывает - администрация города разрешает это безобразие, видимо из пресловутой европейской толерантности. Доразрешается, что растеряет всех туристов. ИМХО.
Проведя в Монтре буквально полчаса, следующую остановку сделали у знаменитого Шильонского замка, стоящего прямо в воде озера и воспетого Байроном в поэме "Шильонский узник".
Во время экскурсии по нижним этажам замка не проходит ощущение, что находишься в подземельях, хотя можно выглянуть в зарешеченное окно и увидеть воды озера.
Продолжая путь вдоль берега озера, следующую остановку сделали в Женеве. Главные достопримечательности там - фонтан, бьющий прямо из воды,
вид на гору Монблан и огромное количество часовых бутиков - в их витринах выставлены часы, которые вряд ли надел бы даже арабский шейх, а только обдолбанный американский репер - настолько они золотые и безвкусные. Приятно удивила развешанная по городу реклама часов "Бреге" (или "Брегет") - портрет Пушкина и текст на английском из "Евгения Онегина": "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий "Брегет" не прозвонит ему обед".
А вообще, Женева мне показалась наименее интересным из посещенных городов.
На следующий день был Базель - вот он приятно удивил, я там раньше не был. Был дождливый день и поэтому особенно приятно было идти по главной торговой улице, перекрытой тентами от дождя и солнца.
Там нам посчастливилось (не боюсь этого слова) послушать органный концерт в древнем городском соборе - и это было одно из самых сильных впечатлений всей поездки.
Там же посчастливилось увидеть и редкость - очередь в магазин. Не было распродаж - народ стоял за капсулами кофе "Неспрессо" для кофемашин. Брали коробками (подобное, кстати, недавно видели и в Стокгольме - кофе этот действительно очень вкусный и легко готовится).
После Базеля отправились в Берн - город, который заставил профессора Плейшнера потерять бдительность. В окне одного из домов увидели герань - наверное, явка осталась с тех времен. В других домах герань была во всех окнах - представляете, как там трудно разведчикам!
Город невероятно красив, особенно если смотреть на него из района знаменитой "медвежьей ямы", поднявшись на горку.
Следующий день завершал поездку по Швейцарии - начинался он с Цюриха.
Удивил железнодорожный вокзал - в прошлую поездку там проходил турнир по пляжному волейболу, сейчас - фестиваль индийской культуры с песнями, плясками и огромным количеством лотков с индийскими товарами. А еще и поезда отправлялись! Попали и на ярмарку со средневековыми персонажами (у нас их называют "реконструкторы") - оружие, доспехи, еда на кострах, занятия для детей и т.п. Из интересных мест города можно выделить мемориальную доску на доме, где жил "фюрер русской революции" (так написано), Ульянов-Ленин.
После Цюриха отправились в сторону Рейнского водопада, посетив по пути не запланированный в программе Сен Галлен - спасибо Веронике, она предложила заехать, "раз уж мимо едем" - сама она там не была и хотела посмотреть. Потрясающий собор (кроме нас там никого не оказалось) - вот тоже одно из сильнейших впечатлений (роскошнейшее внутреннее убранство в стиле "рококо" кое-кого растрогало до слез),
изящный, чистый, как из коробочки исторический центр вокруг собора. Проехали мимо печально известного Боденского озера, над которым потерпел катастрофу наш самолет с детьми. По случаю воскресенья по озеру курсировали буквально сотни парусных яхт, в результате издалека поверхность озера казалось посыпанной крупной солью.
Рейнский водопад - крупнейший в Европе. В этот раз удалось пройти все смотровые площадки - до самого низа, увидев это чудо природы со многих ракурсов - потрясающе! Такая мощь!
Княжество Лихтенштейн - по сути - одна улица. Там на группу напал зверь, по имени "шоппинг". Благодаря Веронике потратили все остававшиеся швейцарские франки.
Следующий день начинался со знаменитых замков - Хоэшвангау и Нойшванштайн. Как и в прошлый раз, утро выдалось дождливым, изрядно промокли, пока добрались до моста Марии над ущельем. Конечно, все было компенсировано потрясающим видом на замок и окружающие горы и долины. Сам замок описывать бессмысленно - настоящее чудо, которое надо увидеть.
После замков переехали в Мюнхен - времени там было маловато, но, благодаря местному гиду, многое успели увидеть
и даже посетить знаменитую пивную "Хофбраухаус". Как раз накануне в автобусе смотрели художественный фильм о начале карьеры Гитлера - пивной путч, коричневые штурмовики. Там как раз были показаны первые публичные выступления Гитлера в этой пивной. В начале в него даже швыряли пивными кружками - а вот если бы попали, да и убили? Еще один интересный эпизод, связанный с этой пивной - там много завсегдатаев, колоритных персонажей в баварских костюмах, со своими именными кружками. И очень уж захотелось моей спутнице с ними сфотографироваться. Напряг весь свой немецкий - попросил разрешения сфотографироваться - легко! Два дедка - усатых, в шляпах с перышками - блеск. Вся группа потом просто обзавидовалась, мол, мы тоже хотим. Дедки спросили, откуда мы - мы гордо - из России! А уже потом сообразили, что по возрасту дедки не могли быть никем иным, кроме как солдатами вермахта... Конечно, никаких параллелей. С таким же немецким ветераном со страшным шрамом на шее мы столкнулись однажды и в Любеке - немножко заблудились, и он буквально за руку вывел нас какими-то подворотнями и дворами...
Последний день прошел в переезде через Польшу - недаром мечта всех водителей туристических автобусов - тоннель под Польшей! Узкие дороги, пробки и прочие удовольствия. Проехали через город Ченстохова, увидели знаменитый собор с главной иконой Польши - "Маткой Бозкой ЧенстохОвской" и огромным количеством паломников к этой иконе - живут в палатках вокруг собора.
Там же видели следы недавно прошедшего над Польшей урагана - дико скрученные, вырванные с корнем деревья - целыми полосами, дома без крыш, кое-где и развалины... Довольно легко перейдя границу, переночевали в Бресте - и на поезд. Удивительные белорусские цены - за несколько сотен белорусских рублей купил на вокзале газету "Спорт-Экспресс".
Резюме. Не согласен с теми, кто называет автобусные туры "галопом по Европам" - в той же Швейцарии многие города, которые заслуживают внимания - небольшие и их вполне можно осмотреть и за полдня. А увидели очень много - главное, конечно, сами Альпы - к сожалению, август был достаточно жарким, и снега в горах почти не осталось, но зрелище для нас, "полевых" жителей - грандиозное. Удивительная чистота - даже не каких-то мест, а всей страны. Дороги в горах построены такие, какие мы неизвестно когда начнем на равнинах строить. Огромные фруктовые сады по всей стране, и не простые, а накрытые сеткой от птиц - неудивительны и огромные яблоки и груши в них. При этом совершенно не видно работающих людей.
В завершение хочу сказать тем, кто еще не определился в своем отношении к автобусным турам - нормально организованный и накатанный тур не оставляет никаких отрицательных "послевкусий", а удовольствие от УВИДЕННОГО - незабываемое. Но, конечно, такой тур еще надо найти - нам повезло. Чего и Вам, уважаемый читатель, желаю.
Давно хотела побывать в Альпах, и не просто в Альпах, а в Швейцарских Альпах. Почему? Не знаю. Наверное потому, что очень люблю горы, и давно хотела увидеть Маттерхорн. И вот в августе прошлого года моя мечта осуществилась.Путевку купила в СПб-ком тур клубе. И небольшой компанией мы отправились в поездку. Прилетев в Цюрих, мы взяли машину напрокат и поехали к месту первой стоянки.Это был кемпинг на берегу Цюрихского озера. Погода была настолько теплой, что мы купались в озере и в 17.00 и в 22.00.
На следующий день мы отправились дальше на юг Швейцарии, а именно в Церммат. Дорога была столь живописной, что мы останавливались везде, где было можно.
К вечеру мы добрались до Церматта, вернее до местечка под названием Tasch, так как в Церматт въезд автотранспорту запрещен. Здесь была наша вторая стоянка, где мы провели три ночи.
На утро мы сели в симпатичный красный поезд и он довез нас до Церматта.Еще немного проехав в вагончике канатной дороги мы вышли и наш дальнейший путь вел к вершине Горнерграт. Через какое то время нашему взору открылся Маттерхорн (4478 м.), знаменитая гора - мечта многих альпинистов.
Мы поднимались все выше и выше. По пути попадались живописные озерца с довольно холодной водой.Но это нас не останавливало от купания.
И вот мы на вершине Горнерграт, где нас ждала красивейшая понарама высокогорных просторов.
На следующий день у нас был очередной треккинг. Но теперь Матттерхорн мы обошли с другой стороны.
Далее наш путь лежал из Церматта в Гриндельвальд. Правда, по пути мы заехали в Блаттен, чтобы по канатной дороге подняться на вершину Белальп (2094 м.).
С этой вершины можно полюбоваться 28-километровым Большим Алеческим ледником - одним из настоящих чудес природы Альп.
Следующая стоянка у нас была в Гриндельвальде, где не смотря на пасмурную погоду, мы провели два незабываемых дня. В первый день у нас был радиальный выход в районе Бернских Альп,
а во вотрой день, поднявшись пешком в тумане до Alpiglen (1570 м.), мы сели в вагончик железной дороги и поднялись до самого высокогогорного вокзала в Европе. Мы поднялись на станцию Jungfraujoch (3454 м ). К сожалению был туман....
Так же здесь есть и "Ледниковый дворец", построенный под 30-метровой толщей льда.Очень интересное и необычное сооружение.
На восьмой день нашего путешествия по Швейцарии мы отправились в Майринген, заехав совсем не по пути в Берн. Город был чистый (впрочем как и вся Швейцария), зеленый и какой то сказочный, со множеством оригинальных фонтанов, барельефов и скульптур на фасадах зданий.
На следующий день мы отправились к леднику Трифт, с очень впечатляющим подвесным мостиком над пропастью.
В этот день мы посетили еще один природный комплекс- Арешлюхт. Это каньон в 1.4 км, где главными являются река и скалы.
А затем мы побывали на знаменитом 100- метровом Рейхенбахском водопаде. Напомню тем кто забыл: здесь произошла смертельная схватка знаменитого Шерлока Холмса с профессором Мориарти, в которой великий сыщик одержал верх.
Наше путешествие приближалось к концу и мы направились в город Люцерн.
Символом Люцерна издавна считается мост Капелльбрюкке, переброшенный через реку Ройс - это старейший в Европе мост с деревянной кровлей.
Так очень интересно и насыщено прошли 16 дней пребывания в альпийской сказке под названием Швейцария. Страна на сколько красивая, на столько и дорогая. Страна швейцарских банков и часов, сыра и шоколада, а так же страна сказочных гор под названием Альпы.
На автомобиле по Швейцарии
Цюрих, Вадуц, Берн, Люцерн, Монтре, Женева.
Февраль 2013г.
Обязательным дополнением к этому сочинению является путеводитель по Швейцарии, в котором читатель найдет фото и рассказы о достопримечательностях. Здесь же - только мой бесценный опыт. Буду рад, если что-либо Вам пригодится.
Никак не складывалось со Швейцарией раньше. Объехали ее со всех сторон, но, ни разу, даже проездом, не попадали. И вот сложилось.
Несмотря на игрушечные размеры, решили селиться в разных точках и оттуда выдвигаться к достопримечательностям. Вышло:
Zurich - Рейнский водопад (Rhein Fall)
Vaduz – Triesenberg, Luzern
Bern – Thun, Fribourg.
Montreux – Vevey, Gruyeres, Broc, Lausanne
Авто.
Машину бронировал как всегда на www.autoeurope.ie. Momondo нашел, правда, еще одну, тоже ирландскую бронировочную компанию с ценами еще ниже, но не рискнул. Сразу обнаружил, что предупреждения, о том, что в Швейцарии все дорого, оправдываются. Франшиза 1 650 франков. Доп. водитель 12,5 франка в день. Грабеж. Ни разу такого не видел. Разглядывая цены, решил брать механическую передачу т.к. думал, что скользко. Плюс экономия бензина. Как при любой попытке сэкономить, возмездие пришло быстро. Снега на дорогах не было. По опыту знаю, что при пересадке на палку, заглохнешь пару раз выезжая из rent car, а потом про «палку» забываешь. Сев в машину, я посмотрел на «палку» запоминая, что самая левая – реверс, правее – первая и т.д. «Значит, стартовать нужно со второй слева и ручку вперед». Машина стартовала неохотно и все пыталась заглохнуть, но все это я отнес к несбалансированности своего давления на газ и сцепление. Как то я покатился. Но аэропорт Цюриха устроен так, что берешь машину вроде не в подвале, но выезд этажа на 4 выше. И по крутой спирали. В общем, по горизонтали я еще как-то катился, а на подъеме прочно заглох. Вспоминая обучение езде, пытался стартовать с горки с ручного тормоза, но не удалось, как и в те обучательные (студенческие) времена. Хотел скатиться назад, но обнаружил очередь за собой, которая тихо наблюдала за моими упражнениями. Хоть бы погудели. Таня пошла просить очередь синхронно сдвигаться назад, если хотят когда-нибудь выехать. Помучив машину еще и нанюхавшись паленого сцепления, я сдался и пошел к первому, за мной, в очереди на выезд и сказал, что не имею опыта ручной… и не сдвинет ли он авто до первой горизонтальной площадки. Из машины вышел men, с бейджем «Qatar Airways», сказал Тане типа «ты присмотри молодка за моим каром» и мы сели в мою машину. Машина бойко поднялась к первому выезду, но он оказался со шлагбаумом. В общем, до самого верха были шлагбаумы. Наконец мы выехали на горизонтальный участок. Я был очень рад. Выйдя из машины мы увидели, бегущую Таню. «Мать твою, моя машина» или что-то такое сказал добродетель и кинулся вниз по спирали. Я хотел крикнуть: «Да здравствует еврейско-арабская дружба», но забыл, как будет «Да здравствует». Под моим управлением машина еле стартовала и лишь через несколько светофоров я вспомнил, что реверс включается только при нажатии специальной кнопки, и я все это время стартовал с третьей скорости. Дальше дело пошло лучше. Вот почему у них такая большая франшиза.
О машине. Бронировал Wolkswagen Golf – получил Hunday i30. Машина оказалась вполне нормальной. Понравились встроенные парктроники. Шумновата, пожалуй, на 120 км/час. И еще, как то утром запищала. На панели появился значок в виде перевернутого ведра и вываливающейся из него большой снежинки. Т.к. снежинка была только на приборной панели и не очень красная - решил, что ехать можно. Потом в Лихтенштейне увидел русскую семью, которая пояснила мне, что это предупреждение о том, что температура ниже +4 С и может быть скользко.
В дороге использовал Sygic. Все претензии, которые были к программе в Америке сняты. Вела себя замечательно. Все знала. Только во Франции не правильно показывала допустимую скорость. В Швейцарии постоянно спрашивала, ехать ли по платным дорогам или объезжать их. Ездили и так и эдак. В конце узнали, что в Швейцарии платных дорог нет. Все оплатили добрые швейцарские налогоплательщики. А вот французы на нас отыгрались.
Чтобы закончить дорожную тему добавлю, что в какой бы город не приезжал, всегда искал ж/д вокзал и паркинг перед ним. И практически всегда это было удобное место для начала осмотра города. Цена примерно 2CHF/час. Машину можно оставлять и на улице, это примерно 1CHF/час, но нужно бегать и доплачивать каждый час, что часто неудобно. Также оставляли машину в паркингах торговых центров. Они расположены в правильных местах. Но ценовая политика застаиваться не дает. Час, два - за обычные деньги, а потом цена часа стремительно нарастает. Дороги в городах по определению непроезжие. Если есть вторая полоса, то она для автобуса. Тем не менее, в пробках не стоял ни разу. Ездить старался аккуратно. В городе скорость 50км/час, в жилой застройке – 30. Пешеходов пропускал. Я уж стал опасаться, что таким и останусь. Но пронесло. В Москве отпустило.
Про камеры на дорогах. Знаков не видел. Уже вернувшись в Москву получил по почте два штрафа. Оба на французском. Один, как я понял, о том, что можно было ехать 50 км/час, а я ехал 54. За это они попросили 40 CHF и успокоили меня тем, что фото с камеры они третьим лицам передавать не будут. Следом получил просьбу прислать еще 200 CHF за аналогичное преступление в другом регионе. Скорость моя уже не упоминалась. По сумме видно летел как истребитель. К письмам были приложены реквизиты для оплаты. Мой банк платить по этим реквизитам отказался. Сказал, что не полные. Потратил кучу времени на поиск сайта для оплаты штрафов. Нашел такой только для Цюриха. Но там я, как на зло, не нарушал. Звонил в посольство с просьбой подсказать сайт. Добрая русская женщина обещала поспрашивать у послов, но потом сказала, что все очень заняты. С большим трудом нашел знакомых-знакомых в Швейцарии, которые и оплатили. Теперь всем советую: ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА ЗНАКАМИ!!!!!!!!!!!!
…Эй, гражданина!
Ты туда не ходи, ты сюда ходи,
а то снег башка попадёт,
совсем мёртвый будешь!
Василий Алибаевич
Все-таки кататься по этим местам (если вы не лыжник) нужно не зимой. Дождь, снег, наледь на местных дорогах не располают. Зонт, непромокаемая куртка, обувь с Gore-Tex – необходимые условия. Сколько денег я потерял на «сугревных» кофе с булочками и пирожными? Сколько кг приобрел?
Итак…
Цюрих
Жили мы в гостинице «Alexander Guesthouse». Гестхауз, на мой взгляд, предполагал если не деревянный дом, то хотя бы домашний уют. Не оказалось. Весь номер занят кроватью из серого ламината. Из остатков ламината они сколотили столик, типа письменный. Список мебели кончается телевизором, очень цветным в этой юдоли печали. Единственный случай в эту поездку, где мы пролетели с гостиницей. Из плюсов (почему клюнули): расположение и свой паркинг (за 30CHF/день). Гостиница в правильном месте, у Niederdorfstrasse - пешеходной улицы. В день прилета мы успели походить вдоль этой улицы, сходить за реку, посмотреть старый город и пройти по Bahnhofstrasse. Все очень красиво. Даже в дождь. Даже если не ходить к дому, где жил Ленин, день можно провести легко, приятно и интересно.
На следующий день мы поехали на Рейнский водопад (Rhein Fall).
По дороге высокомерно думал: «Ну какие водопады в Швейцарии? Тоже мне Ниагара с Викторией». Оказалось – замечательное место. Очень красиво. Описывать не возьмусь. Тут нужен Гете с Шиллером. Замечу лишь, что смотреть водопад нужно с двух берегов. С низкого берега – бесплатно, только за паркинг попросили немного, что странно для чистого поля. На высоком берегу за небольшие деньги дают войти в замок Лауфен. От него можно спуститься к воде. Нужно обязательно это сделать. Виды потрясающие. В замке занимательный и изобретательный музейчик. На его стене с немецкой аккуратностью переписаны все параметры водопада, кроме, пожалуй, молекулярного состава воды. Оттуда я узнал, что летом расход воды в 3 раза больше зимнего. Еще один повод приехать летом. Катают вокруг водопада на катерке, но из-за погоды кататься мы не стали.
Stein am Rhein
Оттуда поехали в Stein am Rhein. Городок игрушечный, туристический. Несколько улиц. Река. Все очень красиво. Но столкнулись с угрюмой швейцарской действительность. Сработало дурацкое европейское правило. С 14 до 18-19 все рестораны закрыты. А после водопада мы уже были готовы укусить чего-нибудь швейцарского. Открытой оказалась только цветочная лавка (где мы разменяли денег на оплату парковки) и пара сувенирных магазинов. Осмотрели городок на голодный желудок и поехали домой. В навигаторе выставил «избегать платных дорог» и он повел нас через аккуратные деревни. В одной заметили слово ресторан. Хозяйка-официантка и все остальное в одном лице, знаками выразила готовность накормить нас. При знакомстве мы выяснили языковые предпочтения. Она предложила немецкий и французский. Мы – обломки английского, русский и белорусский. В результате она стала на немецком и жестами комментировать меню в ответ на хаотичное наше тыканье в редкие знакомые слова. Мы заскучали. Вдруг Таня увидела знакомое слово «картофель» и стала жестами рассказывать, что ее вчера накормили жареной, но предварительно натертой на терке картошкой. Хозяйка радостно закивала. Мы поняли, что проще рассказать, что мы хотим. В результате я изобразил жарящийся кусок мяса, вежливо похрюкал, обозначая его происхождение, жестами потер картошку и показал на Таню, мол как у нее и славно пообедал. К вечеру мы вернулись в Цюрих.
Вадуц
Утром мы поехали в Лихтенштейн. Чтобы поставить галку, т.к. ни разу не были. Для знакомства выбрали столицу – Вадуц. Следуя путеводителю, нашли паркинг у музея искусств и информационный центр. В информационном центре получили карту и буклет на русском языке!!! Такой респект поразил, т.к. за все время поездки ни одного упоминания о существовании нашей великой страны не видели. Ни одного отечественного бренда. Наверное, рынок у них мал для нас. Да и кириллицу видели еще только раз. Уже из этого буклета было понятно, что делать тут нечего. Но мы обошли все достопримечательности, благо они все на одной недлинной улице. Ознакомились и с памятником великому лихтенштейнскому композитору. Имени не записал. Больше памятников не видели. Ни конных, ни пеших. Этот композитор, похоже, и составляет список великих лихтенштейнцев. За то в ресторанах, кондитерских, гостинице висели портреты королька ихнего с супругой и прынца, правящего, тоже с супругой. Королек, по фото, еще мужчина хоть куда. Зачем отрекся от престола? Нам жителям страны, где руководители с поста, в основном, уходят только на кладбище, не понять.
В общем, если у вас нет в Вадуце бабушки или других близких родственников, делать там особенно нечего. Осмотрев все, стали подниматься на гору к замку. Вот это понравилось. Улицы с аккуратными домиками идут серпантином. Постепенно открывается вид на город, реку и соседние горы. Очень красиво. По пути, как у нас в парках, стоят информационные стенды. По ним ознакомились с лихтенштейнской природой, государственностю и экономикой. Поразило, что половина экономики – промышленность. И это в стане, где в столице виноградники. И не где-то сбоку, а в шагах 500 от центра. Нам с королем с горы было видно все. Город и вся остальная гора лежали как на ладони. Удивило, что строительство даже 2-х, 3-х этажного здания здесь возможно только с огромным (высотой с 12-тиэтажку) подъемным краном. Отсутствие таджиков пагубно сказывается на строительстве. Оперативно ознакомившись с достопримечательностями решили ехать в гостиницу не дожидаясь check-inа, который у них в 15-00. Второе, после замка, что понравилось в Лихтенштейне, был отель Oberland в городке Triesenberg, в 15 мин. от Вадуца. Из экономии Таня нашла гостиницу не в столице, а в городке над ним. Городок Triesenberg – самое красивое, что мы видели в Лихтенштейне.
От невнятного Вадуца в него ведет красивый серпантин, мимо королевского замка. С каждым поворотом открывается все более красивый вид на Рейн, долину, заснеженные горы напротив. Городок весь на горе. Не одной горизонтальной улицы. Все поднимается и спускается серпантином. Радушные хозяева нас тут же поселили. Гостиница маленькая, новая. Номер просторный с балконом. Все номера с видом на уже не раз упомянутый пейзаж, похожий на картинку из календаря. В городке 2 ресторана и пиццерия. Все оказалось естественно закрытыми и мы поехали обедать в Вадуц, где по столичному все работало. На знакомом паркинге к нам подошел гражданин объединенной Германии и подарил талон на парковку еще на 2 часа. На мои слова, что мы только пообедать (1 час стоянки бесплатно) он ответил: «Пригодится» и я понял, что не только мы переоценили туристический потенциал Вадуца. Пообедав на сухую (может их прынц тоже узаконил 0 промилле?) мы поехали назад уже другим путем, который оказался не менее красив. Отведать старого, доброго Лихтинштейнского в Тризенберге мы отправились в ресторан Kulm. Сидели у окна, нависавшего над пропастью. Смеркалось. Вид в окне был как с заходящего на посадку самолета. На противоположной горе, днем казавшейся нежилой, загорались фонари жилья и фары машин. Внизу тек темный и густой Рейн. Вдоль него, по фривею двигались с работы уставшие граждане. Везде была тихая лихтенштейнская жизнь, как в сказке Андерсена.
Утром поехали назад, в уже родную Швейцарию, в Берн, но с заездом в Люцерн.
Люцерн
Симпатичный город. Туристическую часть можно осмотреть за пол дня. Все очень понравилось. Жаль только, что приехали в дождь, а уезжали в снег.
Берн
Как водится у нас последнее время, сразу при въезде в город мы вступили в конфликт с законом. Еще на подъезде к гостинице я заметил, что за мной движется автомобиль с мигалкой. Ну, едет и едет. Мигалку не включает. Навигатор вел нас петлисто и через некоторое время я снова обратил внимание, что он едет за нами. «Может ему тоже в центр», - подумал я. Переехали через мост. Въехали в старый город и у площади у горисполкома я увидел, что у них на мигалке зажглось STOP. Я остановился. В зеркале заднего вида они сидели тихо. Полиция? МЧС? Думаю, то ли по-американски сидеть с руками на руле, то ли выходить с правами и словами: «… ты чо командир». Достаточно долго они сидели решая, сразу стрелять или кинуть гранату и потом стрелять. Наконец из машины вышли полицейские, маленькая, полная женщина и парень вида старшеклассника. В переговорах участвовала тетенька. Она на доступном английском объяснила, что мы:
1. Не остановились на ее мигание фарами,
2. Едем без света, а уже сумерки и
3. Едем в 50км/час, где можно только 30 и вообще куда едем?
Я сказал, что еду в гостиницу, показал бронь и объяснил, что, как водится, ничего не видел, а еду по навигатору. Тетенька сказала, что ездить нужно по знакам и с меня штраф. С этими словами они пошли к своей машине, а я переводя на английский «…может договоримся на месте?» стал доставать наличку из сумки. Когда я подошел, полицейские увлеченно разглядывали карту в поисках нашей гостиницы. Тут нужно сказать, что Таня постаралась и жили мы в средневековой части Берна, где ездить могут только телеги и сумки на колесах. Они стали мне показывать пути объезда для подъезда, но я честно признался, что по карте не найду никогда. Только навигатор. Тогда тетенька сказала: «Следуй за мной» и я пошел в машину, сжимая в кулаке новые евро. Покружив вокруг средневековой застройки мы остановились у дома с названием нашей гостиницы. Старшеклассник помахал нам в окно рукой, показал зачем-то большой палец и они уехали выполнив свой гибддшный долг. Мы сидели потрясенные. Не только сэкономленными 200 евро, с которыми я уже мылено расстался, но полицией, которая делает, то что должна.
Берн оказался очень симпатичным городком. Удобным для туризма. Карту с достопримечательностями можно пересечь из угла в угол за час. Жили мы в гостинице Goldener Schlüssel. Гостиница расположена в исторической части в их варианте нашего кремля, образованном четырьмя рядами, впритык построенными домов. Длина такого ряда – около километра. Пересекающих улиц нет. Только небольшие арочные переходы с улицу на улицу. Вдоль первого этажа, по всей длине арочные галереи. Т.к. все первые этажи – магазины, рестораны, удобно для перемещения в плохую погоду. Плюсом является и расположенный рядом паркинг. Номер просторный. Два окна, хотя и выходящих в колодец. Что запомнилось на все жизнь: ночью что-то щелкнуло у окна. Я проснулся, но тут же заснул. Утром обнаружил, что прохладно и одна батарея закручена. Стал выговаривать Тане. Она как всегда стала отпираться и тут я заметил, что и вторая батарея закручена, хотя я помню, что выставлял обе на max. Таня оправдывалась тем, что она вообще боится крутить батарею. Когда пошли завтракать и я сообщил об этом полтергейсте портье. Он удивился и ответил, что ночью батареи выключаются автоматически. Я и сам вырос в стране, где экономика была экономной, но это я даже комментировать не буду. Еще раз. Город очень понравился. Осмотреть можно за день, но можно провести и больше. Портили впечатление только перемежающиеся дождь со снегом.
Thun
Утром поехали в Thun. Замечательный средневековый городок у одноименного озера. На всех моих фото видны большие и легкие хлопья снега, шедшего весь день. На площади – мобильный рынок. Удобно. Ассортимент известный. Только много сыров. Солят странные овощи. Несколько неизвестных корнеплодов. Яблоки - мелкие и кривые – видно дико экологичные. Температура воздуха, как на средней полке холодильника, что удобно торговцам, но не способствует туризму. Долго лезли в гору к диснейлендовскому замку. К нему ведет бесконечная лестница вдоль крепостной стены. Долгий подъем компенсируется зазаборным разглядыванием. За СССРным штакетником, сарайки, старые бочки и огородики. Привешенные к сарайкам ржавые трубы, мотки кривой проволоки и старые доски так напоминают отечественное садоводческое товарищество, что я часто закидываю голову, проверяя, действительно ли идем к замку. В результате дорога привела в главную церковь. Сидя в тепле, читали про соседний «…Шадау Парк с роскошными клумбами цветов и завораживающим видом на озеро и Альпы». Вокруг церкви – обзорная площадка. Уж не до клумб. Сквозь идущий снег безуспешно пытались разглядеть озеро. Помолясь, пустились в обратный путь за заслуженным обедом.
Итого: городок симпатичный. Пол дня можно провести с интересом. А без дождя со снегом и весь.
Фрибург
Ездили так же во Фрибург. Очень симпатичный городок. Ближе к обеду вышло солнце, что еще больше украсило город. К must see, кроме перечисленных достопримечательностей, добавлю старинную канатную дорогу. С нее красивые виды на город, да вообще приятно не лезть на гору пешком.
Монтре
Монтре одна из целей нашего путешествия. Опасения завышенных ожиданий оказались напрасными. Я вообще люблю города, прелесть которых трудно объяснить и перечислить. Ну, озеро, ну, набережная. Но что-то в нем есть кроме этого. Недаром его любили кроме меня Набоков, Чаплин и Меркьюри. Дальше, в Веве жил Гоголь. Так мы и жили здесь, в разное время: Гоголь, Набоков и Я. Поселились в отеле Bon-Port, небольшом, аккуратном в удобном месте и с паркингом. При вселении получили карточку, по которой бесплатно ездили в Веве и посетили со скидкой Шильонский замок.
Провели в Монтре 5 дней и не скучали. Т.к. к описанию в путеводителе добавить почти нечего, просто перечислю посещенные места:
- Веве. Первый раз туда поехали на электричке, а возвращались пешком. Надо иметь в виду, что не вся дорога по набережной. Не малый кусок нужно идти вдоль дороги.
В Веве обедали в ресторане рекомендованном, как любимый ресторан Жоржа Сименона. Столешница стола была сколочена из двух широченных досок скрепленных медной табличкой с именем Жака Руссо. Языковой барьер не позволил выяснить, было ли это любимым местом и Руссо. При посещении Веве нужно помнить, что с 14 до 18 все рестораны закрыты.
- Грюйерский замок. В день поездки в Грюйер выпал снег и поездка оказалась легким экстримом. Часть дороги была не чищена, машину водило и на скорости 40 км/час. Из Грюйерского замка прекрасные виды. В приготовлении сыра участвовать отказались, т.к. очень уж сырный был там запах. А жаль. Благодаря санкциям Грюйер у нас главный иностранный сыр.
- Оттуда поехали в Брок на шоколадную фабрику Cailler-Nestle и поучаствовали в интересной экскурсии.
- Лозанна. Почему то не очень понравилось.
- Выходя из гостиницы разглядывал замки на горе над нами. Однажды съездили в городок Глион. Местами уровень подъема дороги приближается, по ощущениям, к отрицательному. У ж/д вокзала оказался ресторан, призревший законы и работающий в обед. Пока мы раздевались, я услышал ободряющую фразу на русском: «А есть ли у вас сегодня ваш знаменитый украинский борщ»? Кроме вкусной еды замечательный вид из окна на горы и озеро.
- Ходили в Шильонский замок. Там дают аудиогид на русском. Интересная экскурсия.
Дивон ле Бен
Из экономии дальше передвинулись не в Женеву, а небольшой французский курортный городок. Зимой спрос на отдых на водах упал, и отель Park & Suites Prestige Genève Divonne Les Bains достался нам за деньги явно не соответствующие швейцарским ****.
В Дивоне (туристического интереса не представляет) прожили пять дней, выдвигаясь в разных направлениях.
Ньон
Соседний с Дивоном городок. Перефразируя героиню «Бриллиантовой руки» Ньон – город контрастов. Навигатор привел на паркинг у ж/д вокзала в жилую застройку напоминающую наши старые жилмасивы. И лишь перейдя через железную дорогу, мы оказались в старинном швейцарском городке. Симпатичное место. Можно приятно провести пол дня.
Шамони
Поехали посмотреть на Монблан. Машину оставили на паркинге около Медиатеки. Сколько не ходил вокруг, возможности оплатить не обнаружил. Спросил у очень лыжно экипированного итальянца выгружавшего шумную семью. «Не знаю. Я не плачу», - ответил он, и я решил довериться профессионалу. Городок очаровательный. Похож на баварский Гармиш. Снег. Солнце. Постоянно щелкал фотоаппаратом в разные стороны. Солнце лежало на вершине Монблана. Сделал примерно 100 фото этого замечательного явления. На пути к паркингу меня обрызгала лужной грязью проезжающая машина, а через несколько минут все высохло без следа. «У них даже грязь чистая», - с завистью отметила Таня. Возвращались через
Анси
Очаровательный древний французский городок. Кроме достопримечательностей из путеводителя запомнился рестораном, где мы обедали. Во-первых, меня потряс пароль на wi-fi из 26 букв и цифр. И это до истории со Сноуденом. Представляю, какой пароль у них сейчас. Во-вторых, в ожидании блюд перебирал их книжные полки. Обнаружил книжки 1912 и даже 1892 гг издания. Представляю, какие книжки стоят у них дома.
Ивуар
Средневековая деревня, сохранившая свой облик до наших дней. Но в холодную погоду хождение по узким каменным улицам не вдохновляет. Да и в то, что Ивуар «с 1959 года получает награды в ежегодном конкурсе на самый цветущий город» пришлось поверить на слово. Оттуда поехали в
Эвиан
Оказался симпатичным городком. Но провести больше часа не удалось, т.к. кроме небольшой набережной ходить почти некуда. На втором завтраке в ресторане при казино мне пришла замечательная идея завершить наше путешествие по Швейцарии триумфальным объездом Женевского озера по периметру. Что мы и сделали. За Эвианом фривея нет, и было интересно просто смотреть в окно. А потом мы выехали к ставшим уже родным Монтре и Веве, мимо Лозаны к Моржу, по которому походили уже в сумерках.
Женева
С Женевой нам не повезло. Два раза, выдвигаясь в Шомани и Эвиан, навигатор вел через Женеву. Причем не вокруг по фривею, а через набережную, центр. Город казался большим и красивым. Но в ночь перед поездкой в Женеву пошел снег. У меня есть видео, где я с огромной лопатой, одолженной гостиничным дворником, сбрасываю с машины шапку снега высотой в саму машину. По Дивону было проехать не просто. Фривей был почищен и полит реагентом по-московски, а вот Женева была непроезжая. Снегоуборочной техники не видел. В этот день Собянин бы выиграл выборы до обеда. Иногда попадались граждане в шляпах с пером отчищающие тротуар около дома. На улицах в снегу вязли большие продуктовые машины с цепями на колесах, допарализовывая парализованное движение. Машину поставил сначала в паркинге ж/д вокзала, где за 2 часа попросили 20 CHF, а за 11 – 60. Потом переставил буквально за углом, где за 20CHF можно было стоять уже 7,5 часов.
Мы немного походили, стараясь ставить ноги в мокрые следы оставленные гражданами, но очень быстро устали и промочили ноги просто через верх ботинок. Так что Женевы мы почти и не видели.
Полное собрание отчетов автора в моем блоге «В поисках Ориентании». Только искать его нужно через гугл поиск.
ИТОГ
Швейцарии - зачет. Женеву – на осень.
P.S. Возвращаясь на машине в Цюрих, откуда вылетали в Москву, затеяли викторину. Вспоминали российские и швейцарские бренды известные за границами этих стран. Результат был неутешителен. Страшные силы высвобождаются в народе, не обремененном построением рая на земле.