Жителям Питера и окрестностей мой рассказ вряд ли будет интересен, поскольку это их вотчина, практически их дача. Им в Хельсинки всё близко и знакомо, каждый домик, каждый мостик, каждый кустик.
Кроме того, хочу обратиться к той категории людей, которые считают себя, как, возможно, сказал бы Дмитрий Крылов, «Туристик профессионаликус». Поскольку для Вас данное направление самое обыкновенное, «туристически заезженное», то, пожалуйста, не тратьте свои силы и драгоценное время на прочтение моего скромного рассказа. Пожалуй, у Вас найдется какое-то иное занятие для осуществления добрых дел.
А для многих других жителей России, в том числе и для меня, Финляндия со своей столицей – такая же заграница, как и любая другая страна. Для меня она была новым местом, мне она подарила новые впечатления. Поэтому я продолжу.
К экскурсионным (автобусно-паромным) турам по Скандинавии я присматривался очень давно, но, сопоставив степень полезности использования времени, при котором находишься в дороге (с учетом прохождения таможни), и времени, которое остаётся на осмотр городов, я пришел к выводу о целесообразности самостоятельного посещения некоторых из них (как минимум Стокгольма и Копенгагена). Что, собственно, я и сделал ранее.
Рассказы об этом тут:
http://album.turizm.ru/14061/mess_43/ - про поездку в Стокгольм,
http://album.turizm.ru/14061/mess_42/ - про поездку из Стокгольма в Дроттнингхольм,
http://album.turizm.ru/14061/mess_45/ - про поездку в Копенгаген.
И вот некоторое время назад появилась возможность более рационального и более комфортного перемещения по некоторым балтийским столицам при отправлении из Санкт-Петербурга с использованием парома. Конечно, если хочется более детально познакомиться с балтийскими городами, то организовываться надо по-другому, но для краткой поездки такое морское путешествие вполне подходит.
На мой взгляд, этот способ передвижения имеет ряд явных преимуществ:
1) перемещение между городами происходит с использованием ночного времени суток;
2) каюта закреплена за вами на всё время круиза, следовательно, отсутствует необходимость всю поездку «жить на чемоданах»;
3) интересно, удобно и комфортно находиться на борту парома во время этого передвижения: питание и развлечения также доступны на борту;
4) стоянка парома в Хельсинки, Стокгольме и Таллине достаточная по времени для осмотра главных достопримечательностей этих городов в самостоятельном порядке, а в случае необходимости можно воспользоваться услугами экскурсоводов, отправившись на платные экскурсии.
Взвесив все «ЗА» (поскольку «против» у меня не нашлось) было решено направиться в такой круиз на пароме «Принцесса Анастасия», воспользовавшись услугами турфирмы «Нева».
Спасибо всем людям, которые оставляют в сети отзывы о своих поездках, из которых можно почерпнуть массу полезной информации.
Итак, ранним для финнов утром 20 октября 2012 года паром «Принцесса Анастасия» в очередной раз пришвартовался в одном из портов Хельсинки с необычным для русского уха названием Länsisatama - Länsiterminaali.(Западный порт).
Завтракая в ресторане на пароме, можно было наблюдать, как наша огромная махина заходит в порт и швартуется… Как в городе за окнами парома становится всё светлее, и наступает рассвет. Как мимо гордо проходит сам Николай II! Но, если быть совсем уж точным, то NIKOLAI II. Легкое удивление: надо же, финны называли корабль именем русского царя!?
Как следовало из отзывов в сети, торопиться на берег сразу после прибытия не следовало, поскольку на паспортном контроле нас должны были ожидать нескончаемые очереди. Понаблюдав с прогулочной палубы за тем, как автотранспорт покидал паром, как пассажиры по застекленным, обустроенным переходам (в отличие от Санкт-Петербурга) направлялись проходить финскую таможню, как аккуратненький зеленый трамвайчик, развернувшись на кольце, остановился прямо напротив входа в портовый терминал, мы смогли вытерпеть всего лишь минут 10-15. И, всё-таки, направились на выход из нашего корабля.
К удивлению, никакой очереди в порту Хельсинки не наблюдалось. Просто никакой, что очень порадовало. Видимо, сказался «не сезон».
Поиски автоматов по продаже билетов в вестибюле терминала ничего не дали, оказывается, они находятся практически на трамвайной остановке вне здания. Стоимость билетов в автомате значительно дешевле (на дату поездки это было 2 евро), чем при покупке у водителя трамвая (было 2,70 евро). Причем в них (автоматах), если необходимо, можно приобрести комбинированный билет (стоил 2,20 евро), который действителен не только для однократного проезда на трамвае, но и для осуществлении пересадки на другие виды транспорта. В центр Хельсинки с 13.08.2012 года следует девятка, эту трамвайную линию долго строили, но, наконец-то достроили и открыли. (Схема и дополнительная информация на сайте www.hsl.fi , слева в верхнем углу на темно-сером фоне есть переключатель на английский язык).
Читал в сети, что билет при входе обязательно нужно прокомпостировать, но как это сделать с билетиком, похожим на чек из банкомата, я так и не понял. Прикладывать его к валидатору, наверное, было бы глупо. В общем, рассмотрев билет повнимательней, я понял, что на нём указано время, до которого этот билет действителен с момента покупки. Это меня успокоило.
Трамвай внутри оснащен специальными информационными табло, на которых даже погоду показывают : ) Европа… Цивилизация!
До главного железнодорожного вокзала Хельсинки ехать примерно 6-7 остановок.
Прилегающая к вокзалу площадь окружена интересными зданиями. Покрикивают чайки. Воздух влажный, но теплый +12, безветренно. Для осенней прогулки по городу очень комфортно.
Чтоб сориентироваться пришлось развернуть карту города, бесплатно взятую накануне вечером на стойке информации парома. Каждый вечер там можно разжиться картой города, в который на следующий день прибывает паром.
За Финским национальным театром раскинулся парк Кайсаниеми.
Всё вокруг пропитано каким-то блаженным спокойствием.
Здесь же университетский ботанический сад.
Побродив немного по парку, мы по торговым улочкам, которые просто усыпаны различными магазинами мелкого и крупного «калибра», направились в сторону самых примечательных мест города.
По пути встретился памятный монумент, который воздвигнут в Хельсинки за неизвестные заслуги некоего носорога. Почему именно он удостоен такой чести, а, к примеру, не северный олень, выяснить не удалось. Даже просторы интернета об этом скромно умалчивают.
И вот, Сенатская площадь (Senaatintori), на которой расположен лютеранский Кафедральный собор (бывший когда-то Николаевским) и памятник Александру II (императору России). Она довольно широка, а находящиеся на ней достопримечательности считаются главными символами города.
Собор, разместившийся на возвышении, выглядит весьма внушительно.
Повсюду скандинавская чистота и опрятность. Где-то совсем рядом с площадью на каменном крылечке в тихом переулочке «разбит» импровизированный цветник в плетёных корзинках, который вызывает добрую улыбку своей естественностью и неброской красотой северной растительности.
Всего один квартал отделяет Сенатскую площадь от Рыночной (Kauppatori), расположенной у набережной южной гавани (Eteläsatama). Тут раскинулись не только сувенирные развалы, но и лавки с цветами, овощами, фруктами, ягодами, грибами. Хотите приобрести шкуру настоящего северного оленя, или, может быть, его рога? Тогда Вам сюда! : )
С Рыночной площади виден Успенский кафедральный собор, который считают самым крупным православным собором не только Северной, но и Западной Европы.
От причала у площади отправляются небольшие паромчики местных линий до крепости Суоменлинна (Свеаборг).
Вдоль берега вокруг южной гавани взгляд выхватывает самые яркие в архитектурном плане объекты.
Среди них невысокое здание в желто-красных тонах, которое принадлежит старейшему крытому рынку города. Удивительно, но именно этот рынок когда-то был признан лучшим крытым рынком мира. (Информация с сайта www.visithelsinki.fi)
По маленькому пешеходному мосту с Рыночной площади можно попасть в район Катаянокка, который раньше был полуостровом. Здесь моё внимание привлекло здание из темно-красного кирпича, где раньше располагались таможня и пакгауз (склад для временного хранения грузов).
Как утверждается, Катаянокка застроена зданиями в стиле финского модерна (или югендстиля),
углубляться внутрь дальше мы не стали, поскольку хотелось поближе подойти к Успенскому собору.
С площадки перед собором открывается вид на зеленоглавый символ города и тёмные крыши вокруг.
По левую сторону от собора обнажилась часть огромного гранитного валуна округловатой формы, который, видимо, использовали в качестве составляющей опоры при строительстве Успенского собора. Если спуститься вниз по мощёной лесенке, идущей в обход гранитного валуна,
то можно отобедать в баре с «романтичным» названием KANAVA, видимо так финны называют здешний Катаянокский канал. Хотя, может быть, это место назвалось так еще во времена, когда Финляндия была частью Российской империи, но не факт, просто предположение.
С набережной в этой части Катаянокки открываются приятные виды на северную гавань погруженного в дремоту приморского города.
Побродив по окрестностям Успенского собора, через Рыночную площадь ноги устремились в сторону Эспланады.
По пути моё внимание привлекла скульптура, украшающая не работавший в это позднеосеннее время фонтан Havis Amanda, доставленная в Хельсинки прямо «с Парижу».
Сразу за фонтаном - очень приятное кафе с восхитительным кофе, к которому в качестве комплимента подают дольку вкуснейшего шоколада без включения его в счет. : ) Приятно тут немного отдохнуть после длительной пешей прогулки, наблюдая за неспешным течением городской жизни.
Эспланадой раньше называли широкое открытое пространство перед крепостью, на котором полностью вырубали деревья, а теперь тут парк. Хотя некоторые здания даже в наше время напоминают своим внешним видом крепость.
Не могу объяснить, но почему-то при прогулке по парку Эспланады, у меня возникло кратковременное ощущение, что я нахожусь не в Хельсинки, а в Париже. Сработало какое-то внутреннее представление о том, что именно так должна выглядеть какая-то тихая парижская улочка, хотя в столице Франции я не был.
Погуляв по парку Эспланады, мы по улице Bulevardi направились в сторону паромного терминала, заглядывая по пути в сувенирные лавочки и продолжая наблюдать за моментами жизни столичного города.
А вот и та самая «Принцесса Анастасия» в порту ждёт нашего возвращения.
На паспортном контроле в Хельсинки снова абсолютно без очередей и задержек. Штампик в паспорт, и мы уже на борту парома. До отправления в Стокгольм остаётся примерно час.
С прогулочной палубы я поглядываю на Хельсинки, который показался мне каким-то милым, спокойным, несуетливым. До свидания, Хельсинки!