Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Решила набросать пару путевых заметок по следам недавнего спонтанного путешествия по Болгарии. Собственно, путешествием это сложно назвать – так, пара дней в Софии перед возвращением с моря в Москву. Но, поскольку все предыдущие годы я ездила в Болгарию только на море и осматривала близлежащие окрестности, максимум на машине до какой-нибудь достопримечательности, а тут поехала на автобусе, пожила в отеле, поездила на такси - первый раз возникло ощущение реального соприкосновения со страной и людьми – и оставило неожиданно приятные, хотя и противоречивые, впечатления.
Может быть это потому, что ничего хорошего я от Софии не ждала – никто из бывавших там ей не впечатлился, а на форумах на вопросы отдыхающих «лежу на пляже, хочу на пару дней податься в Софию, что посмотреть?» большинство ответов было «нечего там делать, поезжайте лучше в Пловдив/Велико-Тырново итп». Я вот совершенно не соглашусь. Собственно, поэтому и решила написать – никаких толковых рассказов о Софии в сети я не обнаружила. То есть Пловдив и все прочие достопримечательности – это да, обязательно, но София – это просто про другое – это про побыть в уютном и совершенно по духу европейском городе. С симпатичными мощеными улочками, винтажными магазинчиками (и, кстати, торговыми центрами с отличным выбором магазинов, кому актуально), стильными кофейнями, и, если не залезать за пределы центра (вот этого не советую, разве что в парки) – очень приятной архитектурой. При этом все в пешей доступности, тихо, спокойно – такая ненавязчивая расслабляющая «балканская» атмосфера.
Дополнительное очарование городу придает обилие зелени – парков, скверов и просто деревьев вдоль улиц и то, что со всех сторон он окаймлен горами – очень красиво, когда в просвет улицы виднеются снежные вершины. Неожиданно порадовало Софийское метро – без преувеличения самое чистое метро из тех стран, где я его видела. Ну, правда, там всего пара линий).
Выехать из города всего на пару десятков километров – и эти самые горы живописно тянутся вдоль дороги (то, что можно подняться на гору Витоша, я узнала уже на месте, а поэтому не успела, съездив только в Рильский монастырь). А по-хорошему на Софию нужно как минимум 4-5 дней – так, чтобы день погулять по городу, съездить и в монастырь и на Рильские озера, на Витошу, да и, если порыться, говорят, вокруг города есть еще масса всего интересного. И что важно, путешествовать здесь очень комфортно и ненапряжно – никакой суеты, народу немного, транспорт не забит, пробок в городе нет, такси стоят реально копейки. Так, по дороге на вокзал, откуда идут автобусы в Рилу, у меня случилась транспортная накладка – в целях экономии я хотела доехать туда сама, но, перепутав на карте метро с трамваем, вынуждена была взять такси – так оно мне обошлось ровно в 6 левов (3 евро). Так же просто и ненапряжно я доехала до аэропорта – за 15 минут и 5, кажется, евро. Таксисты при этом стопроцентно пунктуальны. А, узнав, что я из России, очень оживлялись и говорили по-русски. Что тоже было неожиданно приятно – если на побережье часто кажется, что русские туристы вызывают раздражение или как минимум зависть (а в Турции русский человек – это вообще в первую очередь не человек а средство для обогащения), в столице к русским относятся откровенно доброжелательно. Так же приятно и ненапряжно было улетать из Софийского аэропорта – никаких толп, на стойке регистрации и на секьюрити человека по три, спокойно, расслабленно, быстро и с видом на горы – от входа в аэропорт до гейта можно запросто добраться минут за 10. Очень контрастирует с забитым русскими отдыхающими и болгарскими озлюченными сотрудниками аэропортом Бургаса.
Единственное, очень двойственное впечатление оставила такая любопытная черта болгар – они практически никогда, ни при каких обстоятельствах не улыбаются. Даже когда они делают для Вас что-то откровенно хорошее, это сопровождается совершенно непроницаемым выражением лица. Такое ощущение, что в то время, когда западная культура пропагандировала американский принцип начинать любой разговор с широкой улыбки на лице, болгарам, и в первую очередь обслуживающему персоналу, кто-то рассказал, что улыбаться – дурной тон. И они всеми силами стараются этого избежать, такое ощущение, что иногда действительно насильно. Причем интересно то, что при этом, в отличие от России и некоторых других стран, где откровенно повышен уровень агрессии, болгарская неприветливость совершенно не негативна и даже, как ни странно, вполне приветлива. Я вообще человек довольно впечатлительный и очень подвержена упадку настроения от чужого хамства, так, последняя моя поездка в Париж была полностью испорчена ощущением агрессивной ненависти, исходящей от арабского и даже части не арабского населения. Так вот, с каким бы лицом болгары Вас не обслуживали, за исключением пары каких-нибудь совсем странных ситуаций (как когда меня какая-то чересчур «приветливая» девушка не пустила в магазин косметики с телефоном, например), от них исходит совершенно спокойная, а чаще очень даже созидательная энергия. Поэтому такие лица местных негатива совершенно не вызывают, а лишь легкое недоумение. Такое ощущение, как будто они боятся, что, если сделают чересчур радушный вид, произойдет что-то страшное. Несколько раз я даже пыталась развести людей на улыбку, вот прямо нарочно, и было забавно наблюдать за тем, как они напрягают все мышцы на лице, силясь сохранить нейтральное выражение.
То, что находиться среди болгар действительно совершенно уютно и комфортно, я особенно почувствовала, когда съездила от них в соседнюю Турцию. Путешествовать по ней после Болгарии оказалось неожиданно стрессовым мероприятием. Во-первых, турки упорно отказывались меня понимать. Это было совершенно неожиданно, так как я владею четырьмя языками (не считая русского матерного, который оказался там единственным востребованным), и еще ни в одной стране мира не попадала в ситуацию, чтобы я не могла бы хоть как-то объясниться с местными. Причем я совершенно уверена, что объясняется это совсем не лингвистическим кретинизмом. Какой-то ограниченный список базовых слов на том же английском знают, по-моему, все народы мира. У меня сложилось полное впечатление, что основная причина, по которой турки вас не понимают – они не хотят вас понять. Им пофиг, а иногда и совершенно невыгодно знать, чего вы хотите. Потому что тогда придется заморочиться и что-то для вас сделать – а им в лом, в лучшем случае им надо от вас одно – что-нибудь впарить. Нет, я не хочу прямо совсем их обидеть – гостеприимство им тоже свойственно, меня почти везде хотели напоить чем-нибудь бесплатно, а пару раз, когда я улепетывала из каких-то свиду стремных мест, догоняли, чтобы вручить в дорогу кисть винограда. Но все равно – турки для меня народ, общаться с которым для меня было психологически напряжно - излишняя экспрессивность плюс этот, на мой взгляд, довольно искусственный языковой барьер, создавали постоянное ощущение стрема. Никогда не забуду, как в какой-то глубинке смогла только с третьего раза заправиться – первый раз меня не поняли вообще, второй раз залили бензина на 20 лир вместо двадцати литров (это чуть меньше четырех литров), и только с третьего после того, как я написала им 20 литров на бумажке, нарисовала на ней машину, топливный бак и еще бог знает что еще, мне налили требуемое количество бензина. Потратила я на этот цирковой номер практически час. Еще «порадовало» отсутствие меню на английском в ресторане, реклама которого была развешена по всему городу Текирдаг на английском языке.
В абсолютную негодность уже слегка расшатанные нервы привела манера турков вести себя на дороге. Вот без преувеличения – такого вождения я не видела даже в России. То есть да, у нас подрезают, гудят, превышают скорость. Но я никогда не видела в Москве, чтобы мне гудели из моего ряда (не обязательно левого) сзади просто потому, что хотят ехать быстрее. При этом я могу ехать с любой скоростью, даже дважды выше разрешенной. Не – кому-то сзади просто хочется еще быстрее. При этом мне может быть физически некуда деться из моего ряда. Еще одна потрясающая черта – они не только вас не пропускают, когда вам надо откуда-то выехать на дорогу – они еще и гудят! При этом нет, я никому не перекрываю дорогу. Я стою и терпеливо жду, когда меня пропустят. Но сам факт того, что мне надо выехать туда, где они едут, видимо, им страшно не нравится. И хотя очень четко ощущалось, что такая экспрессия на дороге вызвана не злобностью и агрессией (как у нас), а особенностями их южного темперамента – но все равно, ездить в таких условиях оказалось совершенно экстремальным занятием – а еще к этому надо прибавить адские многочасовые пробки на въезде и выезде в Стамбул (выезд мне удался только со второго раза, первый я махнула рукой и развернулась назад).
Так вот, меньше чем за неделю такой поездки моя нервная система пришла в такой упадок, что возвращалась я на территорию Болгарии с трясущимися конечностями, почти заикаясь и с трудом борясь с желанием расцеловать мрачных местных пограничников, взявших за меня 5 левов за «дезинфекцию» (когда я попыталась узнать, что именно они собираются дезинфицировать – меня или машину, и каким именно способом, они оскорбились до глубины души, гордо и одновременно раздраженно (как у них это получается?!) пояснив, что они всегда так делают (в смысле, берут деньги, а не дезинфицируют).
И уж совсем невозможно описать, какой кайф и любовь к болгарам разлились в моей душе, когда на следующей день после возвращения из Турции я ехала по одной из центральных улиц Бургаса и увидела, как за одной из машин, едущей со скоростью 30 км час со знаком У, выстроилась очередь из 10-15 автомобилей, ни один из которых не погудел ему ни разу, а так, по мере возможности потихоньку его объезжали.
То же самое и с языком – болгары могут смотреть на вас с совершенно любым непроницаемым выражением лица, но с этим самым лицом они напрягутся, поймут вас, на каком бы языке вы не говорили и спокойно все сделают. Поэтому я так и не поняла, как относиться с ресепшну простенького семейного отеля, где я остановилась в Софии. За два дня мне там не только никто не улыбнулся, но и, заходя в отель, я прямо чувствовала, как меня меряют слегка презрительным взглядом. При этом мне помогли решить все вопросы, рассказали, как куда добраться, заказали такси и с тем же кислым лицом дали мне единственный чайник с ресепшна в номер, когда я слезно заверила их, что без чайника жить не могу. И двое суток не просили его назад, сами оставшись без чая. Подпортили впечатление о себе, правда, в последний день, когда я на пять минут опоздала за завтрак (завтрак до 9-30 – это вообще что-то странное – даже в рано встающей Америке я такого не видела) – пожалеть меня и сделать завтрак отказались, хотя ни одной причины не пойти мне навстречу я не видела – крошечный отель, шведского стола нет, завтрак для вас готовят на месте, кухня открыта – и, когда я спросила, почему нет, мне ответили – «завтрак ровно до 9-30, это наш принцип!». Но как-то так смешно это было сказано, что негатива особо не вызвало – разве что недоумение. Ну что делать, принцип у них такой - пришлось принять к сведению, что жизненные принципы болгар главным образом распространяются на время приема пищи и поискать ближайший Старбакс.
В общем это я все к чему – может быть Болгария и не обладает европейским лоском, но путешествовать по ней неожиданно приятно – удобно, душевно, недорого, ненапряжно и как-то уютно. Кроме того, здесь все время есть какое-то ощущение «как дома» - и при этом оно лучше, чем дома – цивилизованнее, теплее, солнечнее, позитивнее. И вообще эта поездка возбудила у меня интерес к странам Восточной Европы. Кто со мной?)
Когда мы отдыхали в 2009м году на Лазурном берегу в Каннах в снятых на пару недель апартаментах, нам с супругой пришла в голову идея попробовать отойти от привычного отпуска "дикарями" на самообеспечении и попробовать что-то по-гостиничнее, желательно в режиме "всё включено".
После короткого исследования рынка, приведшего меня к выводу о том, что в Турцию мне ехать противно, а варианты с Грецией, Испанией и Италией в вынужденный "высокий сезон" по устраивающей нас цене получаются максимум полупансионными и в 3-4х "звёздах", нашли мы неплохое предложение местного голландского туроператора о полёте чартером на отдых в пятизвёздочную гостиницу Marina Royal Palace в местечке Duni на юг от Бургаса в Болгарии.
Почитав отзывы, посмотрев фотографии как гостиницы, так и достопримечательностей мы решили попробовать и в общем, как я постараюсь показать в этом отчёте, не разочаровались (но чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться, верно? :))
Итак, после умеренно тесного и изрядно запоздавшего перелёта из Амстердама в Бургас, встретивший нас весьма провинциальным аэропортом, и недолгого переезда на минибусе в гостиницу, мы оказались глубокой ночью в месте нашего последующего обитания на почти две недели.
Комплекс состоит из нескольких отелей, от нашего пятизвёздочного
через четырёхзвёздочный Marina Beach Hotel:
до трёхзвёздочных Pelican-a и Holiday Village. Последние находятся довольно далеко (с полкилометра, может немного меньше) от моря и тащиться к ним надо в гору. Первые же два находятся на самом берегу и весьма удобно по отношению к бассейнам и пляжу. Отельный комплекс находится на отшибе от небольшого городка Созополь, но туда можно легко и сравнительно недорого добраться, например, на такси, которое вызывают прямо из отеля, разумеется. Чуть подальше до Бургаса, Несебра.
Наш семейный номер состоял из нашей спальни, салона, где мы разместили детей, туалета и отдельного совмещенного санузла с ванной.
Причём с довольно приличным видом из окна:
Отель имеет пару своих бассейнов, куда посетителей из других не пущають :), и неплохой вид на окрестности от главного входа:
Кроме приятных видов и условий для купания, комплекс может порадовать приемлемым набором развлечений, от минигольфа, всяческих аэробик, детских клубов как для малолеток, так и подростков, нескольких магазинчиков, баров и т.п., до неплохой почти ежедневной развлекательной программы по вечерам. Там мне получилось пофотографировать (что не запрещалось в отличие от видеосъёмки). Представления были тематические, включая темы о кабаре, MTV, с выступлением бразильцев-капоэйристов, ну и без шоу трансвеститов не обошлось :), что и отражено в фотках:
Кроме купаний и развлечений по крайней мере в нашем отеле кормили весьма неплохо (что вылилось в +4кг за менее чем 2 недели ;)) и в целом ему можно вполне дать честные четыре звезды (не пять по причине мелких косяков с оборудованием номера). Персонал вполне дружелюбен, портье говорят по-английски, горничные вполне выполняют свои обязанности, а то, что у нас ванная требовала косметического ремонта и из кондиционера пару раз потёк водяной конденсат на пол, мы им в итоге простили :). На этом, пожалуй, про отель я закруглюсь.
Кроме отмокания в море и достаточно многочисленных бассейнах - в первом попробовал поснимать рыбок,
в бассейнах же добыча была покрупнее :))
мы постарались поездить по окрестностям, подружившись с местным таксистом Красимиром, имевшим приличный Рено Сценик и нормально говорящим по-русски, что, в принципе, не редкость среди старшего и среднего поколения болгар. Молодёжь, однако, зачастую прилично болтает по-английски, что тоже хорошо.
Сперва поехали в близлежащий городок Созополь, весьма привлекательно расписанный в Интернете и буклетах в гостинице. Ну, в целом всё, что там писали, мы нашли. И море с остатками былых укреплений:
и даже музеем с интересными археологическими артефактами несколькотысячелетней давности, характерными домами на каменном фундаменте с деревянным (или обшитым деревом) вторым этажом,
а также милую, сонную и даже отчасти замшелую гавань.
Есть там и небольшие ресторанчики, увитые виноградом, где в жару вполне можно отведать европейского мороженого по европейским же ценам.
В остальном, кстати, еда там стоит весьма демократично. Впрочем мы в основном питались в отеле - уплочено :).Кроме Созополя выбрались в городок и побольше, хотя не менее старый и исторический - Несебр. И старых стен, и весьма оригинальных привославных церквей там сохранилось не в пример больше, так что мы с удовольстивием провели там полдня, в то время как из Созополя часа через 2-3 уже хотели убраться. Городские стены:
Набережная:
Церкви и церквушки:
Дома всё той же характерной архитектуры и узкие улочки:
К сожалению в центре чрезмерно запруженные торговыми палатками и магазинчиками:
Некоторые шедевры просто поражали :-))
При въезде в старый город расположена характерная мельница:
В целом городок произвёл приятное впечатление. Стоит посетить на полдня.
Кроме городов выезжали и на природу. Например, на пару-тройку часов на речку Ропотамо неподалёку. Стекает с гор, впадает в море. Можно покататься на катерке, посмотреть на лесисто-холмистые берега, птичек, выйти в устье реки и в море, вернуться. Ничего особенного, но после шляний по городу приятно.
Еще съездили в отдодневную поездку на джипах. Точнее на SUV-ах :), но по значительной части болгарских дорог в тех краях только они и нужны. Были рады, что не купились на предложение поехать на УАЗах - без кондиционеров, по трясучей и извилистой дороге с хреноватым асфальтом, зато подешевле и "аутентичнее". Нафиг-нафиг :). В программе поездки было посещение болгарской деревни, как видим вполне характерной (тут я почувствовал, как отвык от такого бардака, хотя в этом месте он был весьма "причёсан"), хотя и адаптированной для туристов:
Природой там тоже можно было полюбоваться. В меру:
В том числе и водопадами:
Водители с экскурсоводами устроили гостям пикник с отдыхом на речке:
После чего все отправились обозревать пещеры на границе с Турцией. В сами пещеры мы, правда, не полезли, но по леску прогулялись. Всё бы хорошо, но впечатление изрядно испортили залежи, пардон, дерьма вокруг стоянки, где мы вышли из джипов и где же "культурно отдыхают" местные жители. Экскурсоводы, правда, "валили" безобразие на местных цыган. Фотографию леска с ручьём привожу, от остального решил воздержаться :)
Вот в общем так и прошли 11 дней нашего летнего отпуска в Болгарии. В целом, пожалуй, я могу порекомендовать Дюны как относительно неплохой вариант бюджетного летнего отдыха на море с детьми, особенно если учесть, что по сравнению с Грецией-Италией-Испанией он обошёлся нам сравнительно недорого, а по сравнению с Турцией отличается в лучшую сторону цивилизованностью населения и адекватностью государства.
Нам понравилось :-).
Всем привет. Зовут меня Антон, мне 25 лет, стаж вождения 5 лет, родом из г.Санкт-Петербурга, попутчицу, а так же мою вторую половинку в одном лице зовут Света, 25 лет. Решили написать небольшой рассказ о своем путешествии на машине из Санкт-Петербурга в Болгарию (Солнечный Берег), о разных тонкостях, с которыми столкнулись, а так же для людей которые тоже подумывают о такой поездке, но немного сомневаются.
Сразу признаюсь, что это был первый мой выезд за пределы РФ. Началось всё с покупки медицинской страховки(250-300 рублей, если память не изменяет), далее оформление болгарской визы, которую мы делали на основе приглашения (у родственников имеется собственность в Болгарии). Визы обошлись нам в 2600 рублей на человека (1600 руб.- виза, 1000 руб. консульский сбор), так же GREEN CARD (“Зеленая карта”- тоже самое, что ОСАГО, только для заграницы, без неё не пустят даже в Белоруссию, стоит 1600 рублей) , продаются и на подъезде к границе, но мы побеспокоились заранее . Визу в Румынию делать не надо, проезжаете транзитом на основе Болгарской визы, с остальными странами у нас безвизовый режим. Итого оформление для выезда на двоих обошлось 7400 руб. Внимательно смотрите на оформленные документы, фамилии , даты и другие данные, чтобы потом не было проблем. Мне визу выдали с ошибкой в фамилии, заметил только дома. Когда позвонил в визовый центр, мне объяснили что допускается до 3-х ошибок, но от греха подальше съездил в посольство Болгарии и за 15 минут сделали новую. Так же перед поездкой для большей уверенности в дороге купили навигатор, с уже закаченными картами всей Европы, США и России - не пожалел, но прихватили и распечатку маршрута с сайта ati.su на всякий случай, тоже пригодилась. Маршрут выглядел так: СПб – Псков – Невель – БЕЛОРУССИЯ - Витебск – Могилев – Гомель – УКРАИНА - Чернигов – Киев – Умань – Сарата – Болград – МОЛДОВА - Вулкэнешть - Гургулешть – РУМЫНИЯ - Галац - Бралиа – паром через Дунай - Самардан– Тулча – Констанца – Мангалия – Маме-Веке – БОЛГАРИЯ - Даранкулак – Балчик – Варна – Солнечный Берег – пиво, море ))
И так начнем . Забыл сказать, машина Ford Fiesta 1.4, 2008 года, была немного битая (треснутый бампер, мятое крыло), прочитали на форуме, что надо взять копию справки о ДТП. Так же взяли 20 литровую канистру бензина. А теперь начнем.
Выезд запланировали на 26 июля (суббота) 2009 года в 3 часа ночи, чтобы миновать утренних дачников. В пятницу после работы начали собираться на море. Перед дорогой из-за небольшого волнения уснуть так и не удалось, поэтому выехали на 1,5 часа раньше, заехали в магазин и на заправку в итоге в 3 ч. 00 мин. по московскому времени выехали из города. В Псковской области нарвался на первых ГАИшников, в деревне со скоростью 110кмч, платить не стал, в протоколе написал что ехал 60кмч, а так же что на радаре отсутствует контрольная пломба (ее и правда не было) и чтобы направили дело об АП по месту жительства, до сих пор идет ))) . Где то около 7 утра подъехали к г. Невель, Псковская область (приграничный город с Белоруссией), там же и осуществили следующую заправку авто, так как чем дальше от России тем дороже бензин:
Россия – 22 рублей за литр 95-го
Белоруссия -28 рублей
Украина – 32 рублей
Молдова – 34 рубля
Румыния – 38 рублей
Болгария - 44 рубля
Цены на июль-август 2009 года при стоимости Евро –45 рублей. После заправки стали держать путь на белорусскую границу по навигатору, но тут он нас подвел (единственный раз ), перед нами развилка (как в давней присказке: "налево пойдешь - коня потеряешь, направо - счастье найдешь, вперед пойдешь..." ). Навигатор уверено нам указывал, что наш путь следует прямо, даже табличка с надписью: ”Смоленск, платная дорога” нас не смутила, только вспомнили что в Белоруссии по отзывам очень хорошие дороги, наверно из-за этого они платные. Так мы и поехали, но спустя 50 км. начали переживать, так как граница уже должна была быть. Проехав еще 15 км. увидели будку со шлагбаумом (мысли – вот и граница), но подъехав ближе и изучив таблички поняли, что подъехали к платному участку дороги на Смоленск. В той самой будке нам объяснили, что можно вернуться на 2-3 км назад и не доезжая небольшого моста повернуть налево, там по лесной дороге 50-60 км. и мы в Белоруссии. Так и сделали, дорога менялась с асфальта плохого качества на укатанный песок и обратно, но мы на это не обращали внимание , наши мысли были только о Болгарии, море и песке. Но тут наши мысли развеял заброшенный таможенный пост в лесу. Подъехав ближе, из окошка высунулась голова таможенника со словами : ” Как вы тут оказались? ”.Объяснили. Поставил нам штамп в паспорта, и мы уже в Белоруссии. Чуть позже начался асфальт, и вскоре мы выехали на трассу. В Белоруссии за рулем я отдыхал, яркое солнце, качество дорог очень хорошее, воспитание водителей еще лучше, трасса похожа на нашу Скандинавию, но для обгона мне даже не приходилось выезжать на встречную полосу, так как все водители, увидев автомобиль едущий быстрее, заранее брали чуть правее на асфальтированный отступ. От такой монотонной дороги меня потянул в сон, а если вспомнить, что перед дорогой я и часа не вздремнул, мой организм можно было понять, но останавливаться не хотелось, тем более что с собой был допинг в виде энергетика. Он меня взбодрил. Ехал достаточно шустро 140-160кмч. Меня кстати предупреждали, что в Белоруссии стоит много скрытых камер, а на постах выписывают штрафы, больше чем в России и договориться не получится, зарплата у них хорошая да за место держаться. Мне повезло, но лучше не рискуйте ). Так же начиная с Белоруссии заметили изменения в стоимости мобильной связи, стоимость смс равнялось 20 рублям, а 1 минуты разговора почти 100 руб. Белоруссию пролетел на одном дыхании, после Гомели заправился (на рубли), так как впереди была Украинская граница и бензин будет еще дороже. К границе Белоруссия-Украина подъехали около 15 часов дня. На выезде пограничники потребовали с меня квитанцию об уплате пошлины ( ее покупают на въезде, стоит 160 рублей, у меня её не было так как я въехал лесом )), но это не проблема и я ее оплатил при выезде. Проехав метров 500, попадаю к украинской таможне. На въезд в Украину простояли около часа, за это время заполнили анкету, что то типа декларации. На выезд очередь раза в 3 была больше чем у нас. Въехали в Украину и вот чудо, у нас проснулся навигатор, который на территории Белоруссии не показал ни одной дороги, лишь только писал об отсутствии спутников, тут мы и поняли, почему он нас отправлял на платную дорогу в Смоленск. Настроение улучшилось, но тут его испортила встреча с украинскими гаишниками на объездной г.Чернигов, форма у них кстати отличается, белая рубашка, светло-бежевые брюки, на американских похожи, с чего бы ))? Радар зафиксировал показания скорости 135кмчас . Мне прочитали ПДД Украины которые отличаются от наших и показали таблицу штрафов. Из них мне стало известно: что в населенных пунктах разрешенная скорость 60кмч, за городом 90кмч., Штраф за превышение до 20кмч – нет, от 20 до 50кмч – от 700 до 1500 рублей (примерно), свыше 50кмч - большой штраф (точно не помню) или 15 дней исправительных работ (типа дворник и т.д.) по решению суда. Пришлось договариваться, торговаться не стал, на 1000 рублей сошлись. После чего мне объяснили, что в основном стоят в населенных пунктах, бывает даже по 2 наряда (мы насчитали в одном поселке сразу 4!), но встречаются и на трассах как эти. Вывод : в населенных пунктах едем 80кмч, за городом 110кмч и тогда нам никто не страшен. В 18 часов мы въехали в Киев( 1250 км. от СПб и можно сказать половина пути до Болгарии), тут нас навигатор выручил, без него мы бы блуждали до утра, город большой, красивый, движение как в Москве. Выезжали из Киева в 19 часов, на улице начинало темнеть (это вам не “белые ночи”, можно смело сказать “черные ночи” ). Трасса Киев-Одесса, широкая 4-5 полос в одну сторону, протяженностью 600км. движение тоже бодренькое, а следовательно и гаишников было тьма. Где то на середине этой трассы пришло время делать очередную заправку автомобиля, сразу скажу рубли не в ходу, евро тоже – только гривны (1 гривна= 3,5 рубля) или карточки ( не везде). Мы заправились за рубли, но по не очень хорошему курсу (по 4 рубля за 1 гривну), ну да ладно едем дальше. До границы с Молдовой оставалось 400 км., про которые особо рассказать нечего, так как в такой тьме следил только за дорогой, к поворотам которой заранее был готов благодаря навигатору - это еще один плюс, видя ночную дорогу на нем и заранее понимаешь какого примерно градуса будет поворот. Вы наверно скажете, а где я отдыхал от дороги, но к сожалению мне нечего посоветовать, так как проехав 1500 км. я этого не делал и делать не собирался потому что у меня открылось второе дыхание ( благодаря второй баночки энергетика), даже моей второй половинке успевшей ни один раз вздремнуть, не удалось меня заставить остановиться, я хотел оставшиеся границы включая Румынскую пройти ночью. Около часа ночи (это уже было воскресенье) мы подъехали к границе Украина-Молдова, о которой у меня остались не очень хорошие воспоминания. А случилось следующее: на подъезде к пропускному пункту, очередей из машин не узрели, а точнее мы были единственная машина, освещение очень плохое, можно сказать, вообще нет. Я, медленно двигаясь, пытался рассмотреть, куда именно мне надо заезжать, но тут вышел таможенник и указал на место где мне надо остановить машину, я последовал его указаниям и вышел из машины с документами для оформления выезда. Он у меня спросил сколько я везу валюты, не задумываясь(думал, может так положенно..), ответил, после чего мне было предъявлено, что я поставил машину не в том месте (грубо говоря, на встречной полосе) тем самым нарушил правила въезда-выезда на кпп. Мне сказали, что могут выписать штраф за столь дерзкое нарушение или как вариант я должен дать «на пиво» . Спорить не стал, сказал что дам на пиво, после чего со стороны таможенника был вопрос об уточнении суммы которую я собрался пожертвовать данному объекту для утоления жажды, сумма была объявлена в 100 рублей, он хотел в 5 раз больше. Сошлись на 100 рублях + мелочь (60 рублей десятками), поставил штамп и сказал, что можно ехать дальше. Но у шлагбаума мне сказали, что я еще не отметился у пограничников, которым за это время уже нам знакомый таможенник, рассказал про парня из Питера, который с радостью дает на пиво. Далее было оформление у пограничников (2-ое в штатском один в гражданском), в штатском оформляли мои документы, а в это время, молодой человек в гражданском пытался их уговорить отдать наши паспорта ему, для дальнейшего «развода на пиво». Выйдя с нашими документами, я услышал уже знакомую историю про нарушение проезда через кпп, и что ребята тоже не против, выпить пива за мой счет. На мой отказ и ссылку на таможенника который с ними обязательно поделится, услышал что у меня будут проблемы с обратным въездом (устроят красный коридор – тщательная проверка авто и вещей). Я посмеялся ему в ответ, так как эта граница Украина – Молдова не единственная. Через один километр был въезд в Молдову, где пограничники куда более дружелюбные, которые меня сразу предупредили, что в Румынию с канистрой бензина не пустят. Так же заплатил в кассу 100 рублей за экологию как при въезде так и на обратном пути (обязательно оставляйте чек, на выезде с Молдовы его спросят) . В Вулкэнешти, это первый город после пересечения границы, заправится нам не удалось, так как рубли и евро не брали, ссылаясь на то, что ехать до банка далековато. Сказали что в г. Гургулешти есть заправки, где данная проблема отсутствует. По Молдове ехали всего 35 км., но и они нам запомнились: плохой дорогой и зарницей, которая освещала своими вспышками пустующую дорогу (по которой частенько перебегали полевые мыши), а по краям поля. До Гургулешти бензина нам не хватило, пришлось остановиться, не доезжая населенного пункта и достать из багажника канистру. Ночь, тишина, пустая дорога и только вой волков, а может и собак (но в это нам верилось меньше всего) который как будто приближался всё ближе и ближе к нам. От страха, заправка автомобиля у нас продлилась как на гонках формулы-1 - очень быстро, заправили максимум 5 литров, прыгнули в машину, закрылись ,перевели дух и тронулись. Через 10 минут въехали в г.Гургулешть, сразу заехали на заправку, где встретили дружелюбную молдавскую молодежь, которая нам тоже напомнила о том что в Румынию с канистрой бензина не пустят. Слили всё в бак и заправились до полного. За заправку брали только Евро, ну и местную валюту (Леу), которой у нас не было. Так как сдачи с 50 евро не было, пришлось на заправке купить блок сигарет, две бутылки вина и всякую мелочь. До границы оставалось несколько километров. Отметили выезд, здравствуй Евросоюз!!!К Румынской границе подъезжали уже под проливным дождем, очереди из машин не наблюдалось. Встретили нас пограничники фразой на русском языке (Добрый вечер), если честно удивились. Сразу заметили разницу пропускных пунктов между странами Евросоюза и бывшего СССР. Открыли багажник, при виде канистры ничего не спросили. Обратили внимание на вмятину в крыле, попросили справку о ДТП. Отметили нам документы и разрешили въезд. Вся процедура заняла 10 минут. Сразу после пересечения границы въехали в город Галати (Galati), где заметили изменения дорожных знаков, немного отличаются размерами, но быстро привыкли. Так же ограничения скорости в населенных пунктах равно 50 кмч. Следующий город был Braila, перед въездом в который, я поддался на уговоры любимой немного поспать, потом как оказалось не зря . На часах было 4 часа утра , за рулем я провел 25 часов и проехал чуть более 2000 км., оставалось совсем чуть-чуть. Спали в машине, опустив сиденья. Будильник поставили на 7 часов утра. 3 часа сна пролетели не заметно, но прилив сил почувствовался. Умылись, позавтракали и начали движение. Не спеша въехали в город Braila, дорога менялась с асфальта на брусчатку и обратно, успевали рассматривать город и вывески на незнакомом нам языке, как вдруг навигатор нас вывел к паромной переправе (позже выяснялось, что через реку Дунай). Подъехали к кассе, на Румынском языке нам объяснили, что переправа стоит 8 лей (1 лей примерно равен 10 рублям). У нас из валюты как писал ранее рубли и евро, евро самая маленькая купюра в 50. Достав её, девушка нам долго пыталась втолковать, что сдача будет лейями. Когда мы это поняли, поехали искать банк или обменный пункт, так как лейи нам бы не пригодились в таком количестве. В поисках нам вскоре стал помогать местный велосипедист, к которому мы обратились с вопросом о ближайшем банке. Сначала он попытался объяснить, даже рисовал нам карту, но позже понял, что проще будет привезти нас к самому банку. Пока ехали к банку, я вспомнил объяснения велосипедиста и понял, что когда он говорил повернуть налево, то он показывал направо. И я был прав, в Румынии и в Болгарии жестикуляция противоречит словам, т.е. говоря налево – показывают направо и наоборот. Подъехав к банку, мы уперлись в закрытые двери, вывески с режимом работы нам тоже не помогли. Объехав еще несколько банков, мы предположили, что местные банки по выходным дням не работают( как оказалось позже эта мысль была правильная). Стали искать уличные банкоматы, чтобы снять с карточки (visa) местную валюту. Это у нас заняло совсем немного времени, и мы уже повторно выезжаем к паромной переправе, где видим стоящий паром забитый автомобилями. Перед нами местного жителя на джипе не пускают, так как места оказалось только под маленькую машину, как наша. Мы счастливые заезжаем на этот паром последними, на котором уже стоит около 50 машин. Закрывают заезд, отвязывают канаты и начинается движение парома по реке Дунай. К нам подходят за оплатой проезда. Потом подбежал мальчик, предлагая протереть нам фары и стекло, поворотами головы в разные стороны мы дали понять ему, что данная услуга нам не нужна, но он настойчиво стал протирать. Оказывается, что кивок и повороты головы тоже означают обратные действия, т.е. получилось, что покрутив головой в разные стороны, мы согласились с его предложением. Так же обратные действия имеют жесты вперед и назад, это мы поняли съезжая с парома, когда специально обученные люди помогали выехать машинам в определенной последовательности. Через 15 минут мы были уже на другой стороне Дуная и в городе Smardan. Далее дорога была извилистая, частенько встречались красивые деревушки, поэтому с обгонами приходилось рисковать, так как ехать караваном со скоростью 50кмч не очень хотелось. Такая дорога продолжалась до города Tulcea. В этом городе обратили внимание на большое количество машин известной для нас марки Renault Logan, но значок и название были другими. Подумали, что румынам просто нравится данный автомобиль, но позже увидели автомобильный завод Dalcea который их и производил под таким же названием. Далее путь держали на город Constanta, дорога была с двумя полосами (по полосе в каждую сторону) в основном прямая с редкими поворотами. Сел на хвост двум румынским машинам (бмв и мерседес, со словами: “русские не сдаются!”), уж слишком уверенно они гнали, стрелка спидометра на некоторых участках доходила до 170кмч. В этой гонке я не заметил, как въехал в город Constanta, который меня поразил пробкой в обратную сторону (примерно 12 км.). Такое ощущение, что в него и в ближайшие прибрежные городки на выходные съехалась вся Румыния, чтобы понежиться на пляже и покупаться в Черном море. Вот здесь я и увидел впервые румынских полицейских, которые пытались дружно совладать с затором , а для себя отметил, что в выходные дни возвращаться в Россию по этой дороге не стоит. Далее были город Margalia, деревушка с забавным названием 2 Мая, и приграничный городок с Болгарией Vama Veche. Границу двух стран Евросоюза прошел за 10 минут, в отличии от ранее пройденных границ здесь было проще всего с оформлением документов. Документы сдал в одно окошко, где мне сразу отметили выезд из Румынии и въезд в Болгарию (пост один на две страны, очень удобно есть с кого брать пример, это я для наших). Через сто метров уперся в шлагбаум, где надо было оплатить винетку (как я понял, за дорогу, точнее за её использование), рядом обменный пункт и парковка. Припарковав автомобиль, пошел менять евро на местные левы (1 лев = 22 рублям), взяли талон на десять дней - заплатили 350 рублей. Умылись, перекусили и в путь, ведь нам остался последний марш бросок в 200 км. До города Варна особо ничего не запомнилось, кроме табличек с надписями RADAR, вы наверно подумали как мы, что это предупреждают о скрытом контроле скорости. Не угадали, потому что это предупреждение о возможном присутствии полицейского в данном месте. По болгарским законам, полицейским запрещено прятаться, как это делают наши и украинские коллеги. Так что видно их из далека, да и болгары предупреждают о их присутствие знакомым морганием фар. Варна – город достаточно крупный по болгарским меркам, движение плотное, встречаются небольшие пробки, мест для бесплатной стоянки почти нет, зато есть платные парковки(1-2 лева-час). Они в основном и кормят бюджет города и конечно эвакуаторы, которые работают еще быстрее чем у нас. В Варне я решил заправится, чтобы не рисковать, с эти там проблем нет, да и евро на местную валюту уже успел обменять, курс тоже хороший. Поделюсь еще одним наблюдением, которое может сэкономить потраченные деньги на бензин: на протяжении всего пути мне встречались заправки известной марки Лукойл (это не реклама, а факт), по приезду в Питер узнал, что купив карточку данной марки и положив на нее денег, можно будет по ней заправляться на любой заправке Лукойла по всему миру ,и при этом сумма в 18% (НДС) будет возвращаться на эту карточку. Я потратил на дорогу в одну сторону 5000 рублей, а мог 4000 рублей, мелочь, а приятно. От Варны до Солнечного берега нам оставалось всего 90км. Дорога не подарок, была как горный серпантин. Здесь у меня сердце единственный раз ушло в пятки, когда на маленьком прямом отрезке, я попытался обогнать фуру, а из-за поворота выехал автобус, прибегнув к экстренному торможению ушел от столкновения, далее ехал не спеша и аккуратнее. В 15 часов дня мы приехали к месту отдыха, где нас уже ждали родственники, холодное пиво и теплое море. Дорога заняла у нас 36 часов, расстояние проехали 2700 км., если вычесть 1 час проведенный на украинской границе, 3 часа сна, 1 час в поисках банка на переправе через Дунай, и 1 часа в поисках парковки в Варне, получается 30 часов чистого хода. В Болгарии пробыли 10 дней (с погодой повезло, наблюдали только солнце и голубое, как море, небо), посетили Несебр (старый город) , Варну, Бургас, но больше запомнилась поездка в первую столицу Болгарии - Велико Тырново (крепость Царевица , кстати царевицей болгары называют кукурузу). Находится она севернее Солнечного Берега в 200 – ах километрах. В местном книжном магазине купили путеводитель с достопримечательностями города на русском языке. Забивали адрес в навигатор, и он с легкостью нас выводил к памятникам архитектуры этого города. Облазили его вдоль и поперек, остались довольны. Так же отмечу, что питание в Болгарии дешевле, чем в Питере в 2 раза, а порции в 2 раза больше (на 500-700 рублей объедались). Питались в основном в итальянских ресторанах. Пиво европейских марок, стоит в среднем 20 - 30 рублей за пол литра. Мойка автомобилей тоже порадовала, за 7 лев (150 рублей) её оближут с наружи плюс коврики, а за 14 лев (300 рублей) полный люкс, причем всё сделают на совесть. Будьте внимательны с обменом валюты в обменниках рядом с пляжем, рассчитан на зевак, на табличках курс 1 евро = 1.98 лева, но это продажа, а покупка которую они не пишут, на деле оказывается равна 1 евро = 1.33 лева. Доказать потом, что вы не верблюд будет невозможно. 10 дней пролетели как один, напоследок решили посетить аквапарк. Для меня данное развлечение было впервые, со стороны аквапарк поражал масштабами. Это вам не наши крытые с 5-ью горками, а комплекс из 30 горок для разных возрастов и запросов аудитории. Я испробовал всё, что казалось страшным. Эмоции били через край. Стоимость билетов для взрослых с 9 до 15 часов составляла 30 лев, с 15 до 19 часов - 22 лева, для детей соответственно дешевле. Уезжать из Болгарии не хотелось, но как минимум хотелось вернуться еще раз. Обратный путь мы держали на город Липецк (на пару дней к родственникам заскочить собирались), поэтому начиная с Молдовы, он немного изменился. Напишу лишь, что на обратном пути справку о ДТП требовали везде, при въезде в Украину мы простояли 1,5 часа, при въезде в Россию 3 часа, так как у наших таможенников зависли все компьютеры, плюс ко всему мы попали на пересменку (с 20.00 до 21.00). Пока стояли, вспоминали, как всё-таки мы отлично провели время, и начинали строить планы на следующее лето. А следующим летом хотим поехать в Испанию, и как вы уже наверно догадались на машине. Надеемся, что этот рассказ не был утомляющим и прочитался на одном дыхании как наш отдых. Не судите строго, писал впервые,могут быть ошибки, последний абзац заканчивал в 6.30 утра,а через 30 минут вставать на работу, ну да ладно, высыпаться будем позже. Так же будет приятно, если люди, прочитавшие его, подчеркнут для себя что-то новое, а те, у кого были сомнения о путешествии на машине , их с легкостью развеют. С наилучшими пожеланиями Антон и Света.
Слава шестнадцатого союзного государства так надежно закрепилась за Болгарией, что не покидает эту балканскую страну даже спустя полтора десятка лет после распада СССР. Поэтому вполне естественно, что в первые часы пребывания на территорию Болгарии любимой забавой наших соотечественников становится игра в "найди столько-то отличий". Причем когда эти самые отличия почему-то не желают обнаруживаться, игроки, как правило, испытывают восторг от узнавания своей далекой родины (все ж таки 3 часа лету) в болгарских реалиях. Но потом эта игра надоедает, и начинается просто отдых.
Привет из прошлого
"Управа!", "А вот пошла Стара-Загора!", - оживленно делились впечатлениями отпускники, когда самолет, летевший по маршруту Самара-Варна, пошел на посадку. Очередной прилив радости узнавания не заставил себя ждать. Как только автобусы, ожидавшие у аэровокзала туристов из России, двинулись по направлению к курортам, проплывавшие за окнами образцы варненской архитектуры (к счастью, не все) стали причиной нового озарения: "Да это же "хрущевки", "точно, "хрущевки", а вон панельные дома", "совсем как у нас"...
Но лично меня "подкосила" вовсе не родная панельная застройка, на встречу с которой в сотнях километров от России я даже не надеялась, а замеченный мною недалеко от Ривьеры (один из самых респектабельных курортов Болгарии) сильно потрепанный жизнью желтый "Запорожец". После этого ВАЗовские "восьмерки", "девятки" и "девяносто девятые" на болгарских дорогах воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Не шокировал даже тот факт, что в качестве внедорожников для "джип-сафари" принимающая сторона, как выяснилось, вполне может предложить туристам УАЗики военного образца. Ну, а на чем еще можно перемещаться по пересеченной местности бывшего "союзного государства"?
Впрочем, надо сказать, российские автомобили встречались не так уж и часто: особой симпатией у болгар пользуются французский и немецкий автопром. Однако представители сильной половины бывшего братского народа довольно четко представляют, где производятся "Жигули" и "Лады". "Вы откуда? Из Самары? О, я знаю, там живут самые красивые девушки, а еще там делают машины", - радостно продемонстрировал свою информированность один из чрезвычайно дружелюбных аборигенов.
German, English, Russian
По-настоящему понимание того, что ты находишься не дома, посещает отнюдь не во время прохождения паспортного контроля. Оно возникает позднее, когда, прибыв в свои отели, туристы, потерявшие бдительность от обилия знакомого, пытаются пообщаться с местным населением. По-русски.
Вопреки расхожему мнению, не все болгары говорят по-русски! Нет, конечно, глобальных языковых проблем в этой стране у наших соотечественников не возникает. Многие болгары действительно понимают русский язык, и даже говорят на нем (особенно это касается персонала гостиниц). Многие, но не все.
Известно, что наши люди редко бывают полиглотами. Поэтому тем, кому исключительный патриотизм помешал в свое время выучить какой-нибудь иностранный язык, а встретить русскоговорящего балканца не посчастливилось, остается опознавать корни болгарских слов, подключать собственную логику и внимательно следить за жестами собеседника.
Кстати, чем солиднее возраст аборигена, тем больше вероятность, что вы поймете друг друга. А вот болгары моложе 30-ти охотнее изучают английский и немецкий, с русским же языком они мало знакомы.
Среди особо актуальных для болгар иностранных языков русский сегодня занимает второе, а то и третье место. На первой позиции, по моим наблюдениям, находится немецкий, поскольку чаще всего в последнее время эту балканскую страну в качестве места отдыха выбирают туристы из Германии и Австрии. Еще одна многочисленная категория туристов - это англоязычные европейцы. Поэтому английский также числится в тройке приоритетных иностранных языков.
Мелодии и ритмы российской эстрады
И все-таки русское присутствие на болгарских курортах очень даже ощущается. Чего стоят одни только записи Верки Сердючки или группы "Руки вверх", периодически раздающиеся из уличных ресторанчиков! Впрочем, если Сердючка и "Руки вверх" зачастую воспринимаются на заграничном курорте как не особо желанная экзотика, то "Миллион алых роз", пропетые с приятным болгарским акцентом, звучат по-настоящему трогательно.
Кстати, о музыке. Одним из гидов, которых предоставляла принимающая турфирма, была очень колоритная дама средних лет по имени Виолетта. Во время экскурсий она не только рассказывала о Болгарии и экскурсионных объектах, но и полностью заменяла радио и прочие воспроизводящие музыку устройства. Эта женщина-караоке знала практически все хиты советской эстрады 70-80-х годов, а также множество русских народных песен, которые она и пела во время переездов.
Вообще, надо сказать, болгары - очень музыкальный народ. К примеру, на Золотых песках, где я отдыхала, практически в каждом ресторанчике была живая музыка - европейская, латиноамериканская, восточная, народная болгарская... Она была даже в крошечных барах, состоящих из стойки и нескольких стульев. Причем, что особенно приятно, музыканты практически всегда работали очень и очень качественно, я бы даже сказала, профессионально. И зачастую публика там собиралась именно из эстетических соображений, а не только ради дегустации кулинарных изысков и шедевров барменского искусства.
На любой вкус
Конечно же, никто из наших соотечественников (или, во всяком случае, не многие) не едут в Болгарию специально для того, чтобы идентифицировать ее в качестве иностранного или экс-союзного государства. Сюда едут, чтобы отдохнуть. Зимой туристов привлекают лыжные курорты, а летом, соответственно, морские.
Одним из старейших и самых крупных горнолыжных курортов Болгарии считается Боровец. Второй по величине лыжный курорт страны - это Пампорово. Банско - самый новый в Болгарии, но уже хорошо "раскрученный" зимний курорт.
Что же касается отдыха на море, то самым крупным и известным туркомплексом страны является Солнечный берег. Он расположен на небольшом заливе, недалеко от удивительно красивого старинного городка Несебр. Солнечный берег считается экологически чистым курортом, это подтверждается авторитетной международной наградой "Синий Флаг".
Такая же награда имеется и у другого знаменитого черноморского курорта - у Золотых песков, что в 17 км от Варны. Как правило, это местечко выбирают желающие не только отдохнуть на одном из самых чистых пляжей Европы, но и хорошенько потусоваться. Здесь масса всевозможных увеселительных заведений, благодаря чему жизнь по ночам прямо-таки "бурлит". Но как ни странно, это совершенно не мешает спокойно спать. Хотя, возможно, не мешает это только обитателям отелей, находящихся непосредственно у моря, поскольку в этой части курорта дискотек и ночных клубов не так много.
Идеальным местом для семейного отдыха считаются респектабельные Албена и Св. Константин и Елена. Это довольно тихие и спокойные курорты, но при этом там нет недостатка в ресторанах, ночных клубах и т. д. и т. п. Любителям рыбалки наверняка понравится Кранево, а любителям руин - Обзор, расположенный недалеко от крепости Хелиополис (вернее, того, что от нее осталось). А еще в Болгарии есть такие морские курорты, как Ривьера, Русалка, Елените, Дюны… В общем, выбор приличный, главное понять, чего ожидаешь от отдыха.
Рай для шопоголиков
А еще в Болгарии есть чего посмотреть. Так, одним из самых популярных объектов паломничества туристов является уже упомянутый Несебр - один из древнейших городов Европы. Там до сих пор сохранилась архитектура времен Болгарского Возрождения и следы влияния фракийцев, древних греков, римлян... На то, чтобы просто обойти старую часть города, понадобится минут 30, бродить же по его улочкам можно часами.
Не менее популярен Балчик, где располагается архитектурно-парковый комплекс, включающий в себя летнюю резиденцию румынской королевы Марии и Ботанический сад. В туристических справочниках утверждается, что коллекция собранных там растений состоит более чем из 3000 видов, особенно впечатляют огромные выше человеческого роста кактусы. А еще, во время прогулки по парку можно продегустировать, а при желании и купить вино с королевских виноградников. Стоит оно весьма скромно - 12-15 левов (до 300 рублей).
Как правило, по пути в Балчик туристов завозят в одну из гончарных мастерских - понаблюдать за процессом изготовления болгарской керамики. Для шопоголиков (ну, или просто нестойких к соблазнам существ) это зона повышенного риска, потому что соблазн накупить целый ворох чертовски милых безделушек очень велик.
А с другой стороны, не такие уж это и безделушки - это сувениры: вас же никто не поймет, если вернетесь из Болгарии с пустыми руками. И керамика в качестве сувенира подходит как нельзя лучше. Кроме того, здесь очень красивые и вполне демократичные по ценам изделия из серебра, интересные вещицы из ракушек (украшения, шкатулки, статуэтки), на каждом шагу продаются национальные болгарские специи и розовое масло (пожалуй, самое живое напоминание о Болгарии).
Кстати, не так давно в Интернете появилась информация, что один из болгарских рестораторов выступил с идеей использовать для мытья приморских аллей остаточные продукты производства розового масла. Однако и без такой дополнительной ароматизации болгария пахнет розами. И даже не пахнет - благоухает.