Согласно официальным данным, в период с 2014 по 2022 год физические барьеры на внешних границах Европейского Союза выросли с 315 км до 2 048 км.
Первые пограничные заграждения в Европе были построены Испанией в начале 1990–х годов, чтобы предотвратить нелегальную миграцию н свои суверенные территории в Марокко Сеуту и Мелилью. Кстати, это единственная наземная граница между Африкой и Евросоюзом.
Но реальный «бум» на заборы в Европе начался после миграционного кризиса 2015–2016 годов.
Сейчас же общая напряженность и события на Украине подтолкнули несколько стран ЕС к строительству новых ограждений на границах с Беларусью и Россией.
Если брать самые последние ограждения, это, прежде всего планы по увеличению на 35 километров забора «Эврос» между Грецией и Турцией, стена, которую Финляндия недавно начала строить в Пелколе вблизи КПП Иматра на границе с Россией, а также забор между Венгрией и Сербией.
Пограничный забор между Грецией и Турцией, который греческие власти построили в попытке остановить незаконный въезд мигрантов с территории соседа, не входящего в ЕС, уже имеет длину 37,5 километра. Однако в Греции на этом вряд ли остановятся: там ведутся работы по расширению этого ограждения еще на 35 километров.
А правительство и вовсе поделилось планами на будущее: забор на Эвросе будет расширен на все 200 километров сухопутной границы с Турцией.
То есть, в 2011 году здесь был возведен забор протяженностью двенадцать с половиной километров. В 2020 году к этому забору было добавлено еще 25 километров. Сейчас подписаны еще 35, и уже обсуждается продление на 80 километров, на что ЕС выделил 100 миллионов евро.
28 февраля 2023 года Финляндия начала вырубку деревьев на своей границе с Россией в Иматре, чтобы подготовить участок для строительства ограждения.
В период с 2023 по 2025 год финны планирует построить около 70 километров пограничных заграждений в 55 километрах от Юго-Восточной Финляндии, в семи километрах от Северной Карелии и в пяти километрах от Кайнуусе и Лапландии.
Вдоль забора будет проложена дорога для передвижения пограничных патрулей и проведения ремонтных работ. В то же время рядом с дорогой планируется открытое пространство шириной около десяти метров, чтобы обеспечить технический мониторинг и свести к минимуму ущерб, причиняемый падающими деревьями.
В некоторых местах будут сделаны ворота, позволяющие передвигаться пограничным патрулям и животным.
На данный момент правительство выделило в общей сложности 6 миллионов евро финансирования сверх предусмотренных в бюджете лимитов на пилотный проект «Барьер», который должен быть завершен к концу июля 2023 года.
Венгерские власти «работают» над увеличением высоты пограничного забора с Сербией, а также укрепляют его.
Надо сказать, что ранее ограждение было повреждено мигрантами в нескольких местах.
Венгерский забор был построен в период с 2015 по 2017 год, и его длина составляет 158 километров. В 2015 году страна построила еще одну стену протяженностью 131 километр на границе с Хорватией.
В 2017 году премьер-министр страны Виктор Орбан попросил Евросоюз возместить Венгрии половину расходов — примерно 200 миллионов евро, но этого не произошло.
У Болгарии есть пограничный заслон от Турции протяженностью 235 километров. Он был построен в период с 2014 по 2017 год.
Эстония имеет свой забор длиной 104 километра на внешней границе с Россией, который появился в период с 2018 по 2021 год.
У Латвии также есть забор с Россией, его строительство началось в 2015 году и до сих пор не завершено. Предполагается, что длина забора составит 93 километра. Одновременно Латвия продолжает возводить забор с Беларусью длиной 36,9 километра.
Литва отгородилась от Беларуси целыми двумя заборами — длиной 502 и 45 километров.
Между тем, у Словении есть граница с Хорватией протяженностью 198,7 километра, а в Польше забор протянулся на 186 километров.
Между Францией и Великобританией — 65 км ограждений, между Норвегией и Россией — всего 200 метров, между Австрией и Словения — забор длиной 3,3 километра и, наконец, между Австрией и Италией 250 метров искусственных ограждений. TURIZM.RU