О месте Мост Джурждевича
История строительства моста
Одним из самых интересных объектов архитектуры в Черногории является мост Джурждевича возле Жабляка. Этот объект был спроектирован и построен в тридцатых годах прошлого столетия. Однако за свою сравнительно короткую историю, мост Джурджевича успел обрасти разными легендами и героическими подвигами.
Строительство моста Джурджевича через реку Тара являлось буквально стратегической задачей, так как эта переправа серьезно сокращала путь автотранспорта внутри Югославии у города Жабляк. А в случае войны, позволяло войскам быстро перейти на нужный берег реки.
Проектирование моста Джурджевича возле Жабляка началось в 1930-х годах, тогда еще в Югославии - государстве, частью которого была Черногория. Проект подготовил Мият Траянович, профессор архитектуры, один из признанных мастеров своего дела.
В жизнь чертежи Траяновича воплотил Исаак Руссо - один из ведущих инженеров своего времени. Получившаяся конструкция была признана шедевром, а архитектура Жабляка обогатилась еще одним великолепным, и, главное, очень полезным сооружением.
Инженерное решение было чрезвычайно простым и гениальным. Через реку Тара, недалеко от Жабляка, был наведен арочный мост из бетона. На тот момент это был самый высокий мост в мире и Европе, и, к слову, мост Джурждевича долгое время держал этот рекорд. Европейское первенство мост сохраняет и доныне.
Интересно происхождение название моста Джурджевича возле Жабляка. Сам Джурджевич, как ни странно, не имеет к мосту практически никакого отношения. Это был простой фермер, владения которого проходили как раз под строящимся мостом. Как это всегда бывает, объект получил название «в шутку», а потом название моста Джурджевича прижилось.
Мост во время второй мировой войны
Когда итальянские и немецкие войска напали на Югославию, они очень быстро разгромили регулярную армию и заняли практически все важные объекты на территории страны. Само собой, среди них был мост Джурджевича у города Жабляк.
Несмотря на поражение, Балканы охватила волна партизанского движения. Целые народы поднимались на борьбу с захватчиками. Само собой, последние не хотели отступать, стягивали войска и силы в этот район. Тогда партизанами было принято решение взорвать мост у Жабляка, чтобы лишить противника подкреплений. На выполнение этого ответственного задания было принято решение бросить одного из участников строительства, инженера Лазаря Яуковича. Последний предложил взорвать только пролет моста Джурджевича, чтобы после победы можно было восстановить магистраль и памятник архитектуры Жабляка.
В ходе операции, инженер Яукович нанес мосту значительный урон. Взрыв разрушил центральный пролет, но все было сделано строго по плану. К сожалению, Яукович не дожил до восстановления моста. Пойманный итальянцами, он был расстрелян прямо на месте подрыва. Несмотря на это, память о герое живет в народе.
После войны, в 1946 году, памятник архитектуры Жабляка был восстановлен, а на его стенах появился мемориал, посвященный отважному инженеру и его подвигу. В наше время, мост остается одним из самых известных памятников архитектуры Черногории и Европы.
Показать больше