Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Зарегистрироваться
Регистрация с помощью:
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить

Алексей Козловский: «Ищите свою сказку. В России вы ее найдете!»

В гостях у TURIZM'а — автор «Сказочной» и «Вкусной» туристических карт России и сам заядлый путешественник Алексей Козловский. С ним мы поговорили о том, сколько всего нам нужно Дедов Морозов, почему еще один из них поселился на Байкале и каковы шансы встретить всю без исключения сказочную нечисть одновременно.

Светлана Тучкова
редактор-журналист Светлана Тучкова
  
— Итак, «Сказочная карта России». Кому и как пришла в голову мысль ее нарисовать?
— Идея пришла в мою голову, и случилось это где-то в 2008 году. Как-то раз мы с друзьями разговорились про туристические открытки. И вышли на тему, какие образы использует та или иная страна для привлечения гостей. Например, вспомнили Данию с ее знаменитой русалочкой. А что же у нас, в России? Какие сказочные или былинные образы можно было бы взять для открыток? Сначала список был краток: Дед Мороз, Снегурочка, Садко, Илья Муромец. Потом я глубже погрузился в тему и обнаружил, что у каждого края, области, района есть свои мифы, легенды и тайны. И так меня это захватило, что я решил собрать всю имеющуюся информацию в одну карту. Сказочную...
  
— То есть, ты сам ездил по стране и собирал эти данные?
— И ездил, и продолжаю ездить! Карта обновляется постоянно... Так, в первой версии были отмечены всего 13 регионов, сейчас их в два раза больше — 24. География расширилась, и в итоге из развлекательной инфографики «Сказочная карта» превратилась в прикладной информационный проект, который интересен и полезен как путешественникам, так и профессионалам турбизнеса.
  
— По какому принципу ты отбираешь «героев»-кандидатов? Как проходит кастинг?
— Город или область могут появиться на карте только в трех случаях. Первый, когда в письменных источниках есть четкое указание на родину героя. Например, из былин мы знаем, что богатырь Илья был Муромский, Алеша Попович из Ростова. Еще один былинный герой Садко родился и вырос в Великом Новгороде. 
Второй случай, когда та или иная местность являются родиной автора сказочного персонажа. Так, доподлинно известно, что Александр Островский написал свою знаменитую пьесу «Снегурочка» в имении Щелыково, что под Костромой. Теперь в Костромской области есть резиденция внучки деда Мороза. 
Третий случай — как это произошло с Кикиморой Вятской. Она появилась в проекте благодаря легенде. Согласно преданию, в далёком XIV веке новгородские пираты-ушкуйники остановились на крутом берегу реки Вятки и решили основать здесь поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез. Кто-то перенес его на другое место, ниже по течению. С тех пор пошло поверье, что на этой горке любят озорничать кикиморы, поэтому и саму горку назвали Кикиморской. Кстати, сейчас там установлен мемориал «Вечный огонь». До революции в Кирове даже была улица Кикиморская, нынче — Водопроводная.
  
— Иными словами, сказки и легенды получили второе рождение. И если мы захотим повстречаться с той же Снегурочкой, достаточно открыть карту и...   
— ... доехать до нужного места. В регионах, поддерживающих «сказочный» туризм, разработаны специальные программы, экскурсии и туры. Зачастую они привязаны к конкретным датам, например, к майским выходным или длинным новогодним праздникам. В рамках таких вот программ государственные и коммерческие проекты отлично уживаются вместе и даже дополняют друг друга. В той же Костроме можно не только посетить резиденцию Снегурочки, но и побывать в сказочном Тереме с «ледяным» музеем, а также заехать в заповедник Щелыково, где тоже есть что посмотреть. 
  
— Впереди лето. Куда бы ты порекомендовал съездить, например, с семьей?
— Совсем скоро, 4 июня, состоится Большой сказочный фестиваль - встреча лета у Царя Берендея в Переславле-Залесском. Всем, кто никогда не был в этом замечательном городе, я очень рекомендую. Это редкий шанс увидеть сказочных персонажей из разных регионов - Царевну Лягушку, Василису Премудрую, Бабу Ягу и других - в одном месте. Попутно можно посетить музей «Ботик Петра», Дендропарк, Музей старинных швейных машин и даже Музей утюга. 
  
Встреча лета у Царя Берендея
  
Главные точки притяжения на северо-западе страны — это, конечно, резиденция Деда Мороза в Великом Устюге, карельский город Олонец, где проходят ежегодные «Игры Дедов Морозов», город Яренск в Архангельской области — родина Матушки-Зимы, и сам Архангельск с волшебным домом Снеговика. Но по этим местам лучше всего отправиться в ноябре - декабре. 
В Приволжье, в Заречном парке города Кирова, находится замечательный «Заповедник сказок», где как раз и живет Кикимора Вятская. Приезжать сюда можно круглый год, анимационные программы идут вне зависимости от сезона. 
В столице Урала Екатеринбурге стоит непременно посетить «Парк Сказов», расположенный в пригороде. Погружение в удивительный мир Павла Бажова, Данилы-мастера, хозяйки Медной горы, Урал-Мороза гарантировано.
В Иркутской области очень скоро откроется резиденция Байкальского Деда Мороза. А тем, кто собирается на Дальний Восток, рекомендую посетить «Царство вечной мерзлоты» в Якутске. 
Домик Кикиморы Вятской
  
— Кстати, по поводу Байкальского Деда Мороза. Зачем нам еще один новогодний персонаж?   
— Байкальский Дедушка появился на карте совсем недавно. Будущая усадьба, или, как говорят в туризме, локация, находится в Слюдянском районе Иркутской области. Почему-то так сложилось, что зимние сказочные герои в нашей стране гораздо популярнее летних. Поэтому успех и узнаваемость великоустюжского Деда заставила национальные республики вспомнить и о своих корнях. И вот уже в Удмуртии появился Тол Бабай, в Татарстане — Кыш Бабай, в Якутии — Чисхан, в Бурятии — Саган Убген. Теперь вот власти Иркутской области решили вспомнить своего новогоднего героя. 
Байкальский проект интересен с разных точек зрения. Так, добраться из Сибири или с Дальнего Востока в Великий Устюг не всем по силам и по карману. К тому же, с каждым годом в главную резиденцию приезжают все больше туристов, и в «высокие» зимние даты на прием к волшебнику просто не пробиться. 
Байкальский Дед Мороз
  
Еще один нюанс. Если посмотреть на Байкальского Деда Мороза, то внешне он выглядит ровно так же, каким его изобразил режиссер Александр Роу в фильме «Морозко». Если сравнивать, то Дед Мороз в Великом Устюге выглядит иначе, он одет в красную шубу, что сразу отсылает нас ко временам СССР и детсадовским утренникам. 
Не стоит забывать и о том, что Байкал — популярное место среди иностранных туристов. А значит, нашего героя узнают и за пределами страны. И это здорово! 
  
- Байкальский Дед конкурент великоустюгскому? Или вы как-то сумеете договориться о разделении полномочий? 
- Наверняка, при байкальском Деде Морозе создадим Байкальскую организацию сказочного сотрудничества (БОСС) и все полномочия отдадим именно ему! Шучу, конечно! Территория нашей страны огромна, и ее богатейшего культурного наследия хватит на всех. 
  
Сказочное «кольцо» России
  

— Развитие туризма напрямую связано с инфраструктурой. То есть пока нет дорог, гостиниц, ресторанов и так далее, зазывать людей, наверно, даже смысла нет... Так ведь? 

— Сказочная «начинка», конечно, не позволяет «по-щучьему велению» модернизировать существующую инфраструктуру, но, безусловно, мотивирует к этому. Почти в каждой резиденции героя есть кафе и сувенирная лавка, так сказать, необходимый минимум для приема гостей.
  
— Еще один вечный вопрос — цена. Почему-то путешествовать по нашей страны всегда выходит дороже зарубежных поездок. 
— Согласен. Развитие внутреннего туризма, конечно, невозможно без участия государства, заинтересованных ведомств. Расстояния настолько велики, что в первую очередь стоит задуматься о разработке доступных и разнообразных маршрутов внутри региона или федерального округа. Собраться и поехать на исторический фестиваль за 50 км от дома проще, чем за 2 050 км. По дороге заехать в пару музеев, пообедать в кафе, — это такой очень приятный и доступный семейный досуг. 
  
Архангельский Снеговик 
  
— Видимо, предстоит еще много чего сделать. А вообще потенциал у «сказочного» туризма есть? 
— Сейчас объемы турпотока по «сказочным» местам гораздо меньше своего реального потенциала. Так, в прошлом году вотчину Деда Мороза в Великом Устюге посетили 270 000 человек. А в целом, то в усадьбах и сказочных парках побывало около 700 000 человек. Для сравнения, деревня и парк Санта-Клауса в Финляндии ежегодно принимает в три раза больше гостей — более 2 миллионов. Но прогноз очень оптимистичный.
  
— Я знаю, что ты оптимист по натуре. Но ведь должны быть реальные основания... 
— И такие основания есть. Во-первых, к программе подключились «сказочные» возможности Урала и Сибири, а они, поверь, богаче, чем у Центральной России и Северо-Запада. 
Во-вторых, в российском туризме наблюдается явный дефицит новых идей и концепций непляжного отдыха. А сказки и сказочные персонажи — это близко, понятно и знакомо с детства каждому. У нас очень богатое культурное наследие, сказок много, и все они разные, у каждого героя свой характер и свои особенности, поэтому недостатка в идеях точно нет. 
И третье, самое важное. Государство в лице Ростуризма обратило свои взоры на «сказочный потенциал» путешествий по стране. Ожидаю, что к 2022 году в России появится уже более 40 различных резиденций и усадеб самых известных сказочных и былинных героев. И наша ежегодная аудитория составит 6-7 миллионов человек.
  
— Цифра серьезная. Чтобы ее достичь, необходимо идеальная слаженная работа на всей цепочке от покупки тура до приобретения сувениров. Ты знаешь эталон, на которой стоит ориентироваться? 
— Для меня таким эталоном является парк «Мир Астрид Линдгрен», расположенный неподалеку от шведского Виммербю. Туда можно приехать в любое время. Прогуляться по парку, увидеть сценки из жизни сказочных героев шведской писательницы, самые яркие и запоминающиеся эпизоды. Там есть ощущение, что герои живут в своем сказочном мире, а ты приезжаешь к ним в гости и можешь пообщаться с каждым. То есть анимационная программа не привязана к приезду групп или к празднику. Кажется, что ничего не делается специально для туристов. У нас таких проектов пока нет, но я верю, они обязательно появятся, и это будет абсолютная анимационная туристическая революция в России!
Продолжение следует...
Поделиться:
Комментировать статью
Комментарии к статье (3)
Добавить
author-name
Максим
7 октябрь 2022 г.
Аферист, конечно, знатный Козловский. Регионы до сих плачут и дыры в бюджете латают.
author-name
Банкротство
25 август 2020 г.
Эдуард Матушкин, если Вы украли 25 миллионов рублей кредита, а затем Вам не дали украсть "Сказочную карту России" - это не более, чем Ваша грусть. А Козловский развивает проект уже много лет и рост регионов и новых сказочных решений без мошенников идет очень хорошо.
author-name
Эдуард
Россия, Санкт-Петербург
30 май 2017 г.
Способы поиска сказки бывают разные. У Алексея Козловского они, мягко сказать, специфические. Очень. До такой степени, что те кто занимается развитием сказочных проектов, вынуждены были в прошлом году обратиться к профессиональному сообществу с открытым письмом по поводу негативного опыта взаимодействия с Алексеем Козловским, автором проекта «Сказочная карта России».
Другие статьи дня
В начало страницы
banner-dzen