По данным компаний, специализирующихся на MICE, от 40 до 80% корпорантов выбирают в качестве места проведения мероприятий и встреч города России. Иностранные MICE-компании, такие как Carslon Wagonlit Travel или Andrews Travel House, подтверждают, что даже их клиенты спрашивают путешествия внутри страны, несмотря на то, что далеко не во всех регионах России есть условия необходимые для организации корпоративных туров, и работать с некоторыми странами, например, с Турцией, выгоднее и проще.
Конкуренция на рынке корпоративного туризма довольно высока. Причем, если говорить о поездках по России, то их самостоятельно делают не только операторы и крупные компании, специализирующиеся на MICE, но и турфирмы, которые при организации выезда за рубеж работают как агентства. Более того, многие гостиницы иногда работают с корпорантами напрямую. Для них это выгоднее, чем сотрудничать с турфирмами, так как и стоимость номеров выше, и дополнительные услуги, например, экскурсии, клиенты заказывают у гостиницы.
Встречаются и совсем оригинальные «игроки» на этом рынке. Правда, сами себя они считают игроками поневоле. Так, в Суздале, не самом популярном городе у корпорантов, но, тем не менее, пользующемся определенным спросом, такие компании как «РосАтом», «Гоззнак», которые проводили там свои мероприятия, обращались не только к турфирмам, но и к администрации Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Дело в том, что эти организации предпочли использовать для банкетов и конференций не гостиницы, а, например, Музей деревянного зодчества, Крестовые палаты, которые находятся на территории Суздальского Кремля, или сам Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Хотя такие поездки скорее исключение, чем правило, но они подтверждают основную тенденцию - обычные туры по России: проживание и конференция успехом не пользуются. Корпорации стремятся не только вывезти своих сотрудников, но и наполнить «рабочий отдых» событиями. Поэтому обязательная составляющая поездки - экскурсии. А в последние годы огромную популярность приобрел тим-билдинг. Причем, если еще года 2-3 назад речь шла в основном о спортивных соревнованиях, и компании просили организовать для своих сотрудников что-то вроде Олимпиады в миниатюре, то сейчас основная часть клиентов предпочитает сложносочиненные сценарные мероприятия, включающие и соревнования, и образовательную составляющую, и элементы театра.
Основные игроки - операторы и специализированные MICE-компании вполне способны удовлетворить растущие потребности корпоративного клиента. Причем, операторы способны предложить наиболее выгодные цены, а MICE-компании - индивидуальный подход к клиенту. В некоторых турфирмах, которые занимаются исключительно корпоративным туризмом, есть собственные event-отделы, организующие не только само путешествие, экскурсии, но и тим-билдинг.
Разумеется, тим-билдинг напрямую зависит от местности, куда выезжают корпоранты. Так, если говорить о Краснодарском Крае, то велика вероятность, что компаниям предложат морские развлечения, выезд на яхтах, кораблях. В Алтайском крае и других областях устраиваются игры на природе, в лесу, часто включающие в себя и спортивные задания. В городах популярен «квест». Как и в компьютерных играх, участники должны куда-то пойти, обычно ориентируясь по карте, что-то найти, что потом поможет им выиграть. Можно сказать, что это почти «Форт Байярд», но в менее экстремальном варианте.
Если же говорить о регионах, наиболее популярных у корпорантов, то лидируют области России, где туризм является одной из основных областей экономики. «Чаще всего к нам обращаются крупные фармацевтические или IT компании, с развитой филиальной сетью. Как минимум 40% из них предпочитают организовывать выезд своих сотрудников в различные российские регионы. Лидирует Краснодарский Край, но все более популярным становятся туры на озеро Байкал, на Алтай», - рассказала Марина Новикова, руководитель отдела конференции компании «Иди Джи Милан», которая работает на рынке корпоративного туризма и как агент, и как оператор, и как event-компания.
Операторы, занимающиеся MICE, среди наиболее популярных направлений называли Подмосковье, где в последнее время появляется все больше качественных средств размещения, и богатые города российских регионов, например, Тюмень. Такие города выбирают компании, у которых там располагаются филиалы или головные офисы. Головной офис часто собирает дилеров из всех филиалов не только на нейтральной территории, но проводит деловые встречи, семинары, конференции в своих региональных филиалах.
Москва, безусловно, тоже интересует корпорантов, но поток сдерживает катастрофическая нехватка номеров. «При организации корпоративных туров в Москве побеждает даже не тот, кто предложит лучшие цены, а тот, кто сможет предоставить гостиничные номера в необходимом объеме», - пояснил Владимир Канторович, генеральный директор компании «КМП-Групп». В Краснодарском крае наибольшим успехом пользуются Туапсе и Сочи. Геленджик мог бы составить им конкуренцию, но в идеальном с точки зрения корпоративного отдыха пансионате «Надежда», рассказывают представители туркомпаний, места для корпорантов, желающих выехать в августе, нужно бронировать еще зимой. Причем, Краснодарский Край, Подмосковье, Москва, Санкт-Петербург популярны практически у любых корпорантов, а экзотику типа Алтая предпочитают молодые компании, да и отправляются туда в основном менеджеры среднего и высшего звена 25-40 лет. И, если, в Краснодарском Крае, например, устраивают корпоративные выезды на несколько сотен человек, то на Байкал, как правило, отправляются несколько десятков. Связано это еще и с тем, что в Краснодарский Край, в Москву, Санкт-Петербург можно напрямую добраться из многих уголков России, что выгодно компаниям, имеющим большое количество филиалов.
Среднюю стоимость корпоративного тура посчитать сложно, так как любой запрос клиента индивидуален и цена складывается от многих составляющих. В одной из компаний нам представили такую калькуляцию: стоимость тура для группы корпорантов из двухсот человек, например, в Туапсе, включая и перелет, и проживание, и питание, и программу, составляет примерно 4-5 млн. руб. Причем, 15% это суммы приходится на стоимость авиабилетов, 20% - программы и 65% - размещения с питанием. В Москве похожая инсентив-программа обойдется 6,5 млн. руб. Процентное соотношение, учитывая, что половина корпорантов летит из регионов, примерно такое же. А вот поездка на Алтай для группы 30 человек от 30 до50% половина всех средств уйдет на авиаперелет. В среднем путешествие одного сотрудника на Алтай обойдется компаниям в 25-30 тыс. руб.
Во многих регионах, интересных в туристическом плане, поток корпорантов сдерживает отсутствие должной инфраструктуры: гостиничных номеров и конференц-залов. Правда, они пытаются исправить эту ситуацию. Открывают гостиницы, туристические центры. Причем, не только на таких популярных туристических направлениях, еще не охваченных MICE, как Золотое Кольцо, но даже, например, в Елабуге, в которой в прошлом году побывало всего 58 тыс. российских туристов и 350 - иностранных. Там в этом году открылся гостинично-развлекательный комплекс «Визит», рассчитанный примерно на 120 мест. Его владельцы предполагают, что востребован он будет именно у корпорантов. В комплексе есть и конференц-залы, и развлечения: боулинг, бильярд, сауны и т.д. В Калужской области строится целый туристический комплекс «Этномир» (см. материал на стр. 15), в котором туристам предлагается жить в юртах и других этнических домах. Специально для корпорантов его владельцы даже построили большую юрту, способную вместить 70 человек - при комфортном размещении и до 150, если гости готовы потесниться. Причем, в этой хан-юрте есть даже свое звуковое и видео оборудование для конференций.
По мнению представителей турфирм, даже у таких экзотических направлений есть будущее. Все чаще клиенты спрашивают новые, «незаезженные» регионы. Причем, нередко на другом конце России. Например, как рассказал Владимир Канторович, его компания как-то раз устраивала выезд одной фирмы, занимающейся розничными продажами в Ханты-Мансийск. Примечательно, что, несмотря на группу в 400 человек, никаких проблем ни с размещением, ни с организацией конференций не возникло.