О месте Мевлевихане
Одна из хорошо сохранившихся построек в ансамбле Медресе - здание Мевлевихане. Это монастырь, посвященный Джелаледдину Руми Мевлану – великому суфийскому поэту и философу-гуманисту. Его учения были разработаны в XIII столетии, их придерживались государственные деятели, а также богатые и почитаемые граждане. «Мевлана» переводится с арабского языка как «Наш господин». Умер Джалаледдин Руми 17 сентября 1273 года в Конье. Его мавзолей сохранился до наших дней, считаясь святым местом, постоянно посещаемое паломниками.
Структура
Строение было возведено во времена сельджуков. В XVIII столетии его отдали под Мевлевихане. Это место стало территорией собраний почитателей философии Мевлеви. Монастырь проповедует философию Мевлана. Здесь проходили обучение обряду мевлеви, который объединяет философию звуков, слов и действий. В наши дни тут расположена галерея современного искусства.
Во внутреннем дворике мечети Мевлевихане есть фонтан, в котором омывают ноги. В верхней части строения - четыре купола, полностью облицованные красным кирпичом.
Фестиваль
По завещанию Мевлана, в декабре каждого года в Конье проводится фестиваль танцующих дервишей. Это Шеб-и-Аруз. Дервишами были канонизированы привычки поэта, его манера двигаться и одеваться. Ритуал "сема" – так называется танец радости дервишей братства, является символом пути вознесения человека в обители божественной любви. Танец олицетворяет мистическое путешествие человеческого духа сквозь сознание и любовь к Богу. В наше время танец предназначен для развлечения публики.
Фестиваль в Мевлевихане считается лучшим в Турции торжеством. Ежегодно на этот праздник съезжается более миллиона туристов, стремящихся попасть в главный храм музея, в котором проходят основные выступления.
Участники процесса кружатся по ведомой им команде от наставника. Дословно «дервиш» переводится с арабского языка как «кружащийся». Руки их распростерты в противоположные стороны, головы запрокинуты назад, ладони правой и левой рук вывернуты вверх и вниз.
В ходе церемонии танцовщики обходят зал трижды: первый круг - знание Бога, второй - видение его, а третий - истина единения. С тремя десятками взрослых в танце есть мальчик. Кажется, не будет конца этому представлению, но спустя десять минут вихрь стихает, дервиши становятся на колени, а затем вновь погружаются в магический танец. Это повторяется не менее пяти раз. Танец дервишей – это самая впечатляющая черта в мистической жизни ислама.
Показать больше