О месте Базилика Святой Марии
Краков, историческая столица Польши, место коронации польских королей, сегодня известен среди туристов как один из самых красивых городов Европы. Его центр и рынок с 1978 года признаны всемирным наследием ЮНЕСКО. Одной из жемчужин архитектурного комплекса здесь по праву считается базилика Святой Марии.
История строительства культового здания
Как свидетельствуют историки, каменное строение базилики Кракова на месте деревянного храма, посвященного Деве Марии, построили в 1221 году. Однако вскоре татаро-монгольские захватчики под предводительством хана Батыя уничтожили строение.
Через 50 лет новое культовое здание было отстроено на старом фундаменте. Но еще 30 лет шли строительные работы. После этого базилика Святой Марии достраивалась и перестраивалась много раз. Последние масштабные строительные работы были проведены в 1887–1891 году, когда базилика окончательно стала выглядеть как храм в неоготическом стиле.
Архитектура базилики Святой Марии
Сегодня базилика Святой Марии в Кракове – трехнефное строение в неоготическом стиле с восьмиугольным пресвитерием, двумя башнями и шестью часовнями, открывающимися внутрь.
Сочетание сразу трех стилей – готики, ренессанса и барокко придают необычайную красоту внутреннему убранству базилики Кракова. Главным и бесценным сокровищем собора по праву считается алтарь, который по свидетельствам историков датируется XV веком. Выполненный в форме шкафа полностью из дерева, это самый большой готический алтарь в Европе. Его высота составляет 2,7 метра. Он расписан сценами из писаний. Особое внимание в росписи уделяется генеалогическому древу Иисуса Христа и Матери Божьей Деве Марии. Алтарь весь в позолоте и является настоящим шедевром искусства.
Кроме алтаря шедевром искусства мирового уровня принято считать распятие, созданное скульптором Витом Ствошом еще в 1496 году. Выполненное в стиле готики, распятие содержит черты натурализма и реализма характерные XV веку.
Туристическая изюминка культового здания
Путешественникам экскурсоводы в первую очередь рассказывают историю о городском страже, охранявшем сон города и первым заметивший татаро-монгольских захватчиков. Он успел сыграть мелодию всего из пяти нот, прежде чем его пронзила вражеская стрела. Но ему удалось разбудить жителей города, и они сумели дать отпор врагу. С тех пор эта мелодия стала символом свободного города Кракова и звучит четыре раза в сутки с самой высокой башни краковской базилики Святой Марии.
Показать больше