О месте Базилика святого Франциска
История строительства
На северо-востоке от Кампо находится базилика святого Франциска – одна из самых важных и почитаемых церквей Сиены. Расположенная на одноименной площади, она до 1460 года находилась за городскими стенами, только после того, как родители папы Пия II Пикколомини были погребены в этом храме, священник настоял на включении церкви в черту городских оборонительных сооружений. Построенное в 1228-1255 годах сооружение неоднократно подвергалось перестройкам и реконструкциям. Здание достраивали и расширяли почти 2 столетия, в XVI – XV веках. Результатом строительства стало преобразование простого романского сооружения в просторный готический собор. В 1763 году около основного строения была возведена колокольня. Фасад церкви принадлежит к неоготическому стилю, декорированному в 1894-1913 годах. Необычным украшением здания долгое время являлись мраморная отделка XIII столетия и средневековой портал, которые впоследствии были заменены более современными.
Необыкновенное чудо
Основой плана церкви является один неф, переходящий в стропильное перекрытие. Стоит отметить, что именно такие здания возводились бедными, практически нищенствующими орденами. Строение лишено каких-либо изяществ, скорее это простое внутреннее помещение, созданное нарочно просторным для дальнейшего посещения и проповедования большому количеству верующих. Внутреннее убранство базилики святого Франциска было практически полностью реконструировано в конце XIX столетия, в 1885-1892 годах. Руководителем реконструкции был назначен Джузеппе Партини, благодаря ему стены здания были покрыты традиционным для тосканцев декором – полосами из черного и белого мрамора. Примечательным элементом левой стены нефа являются множественные картины: «Мадонна с младенцем и святыми», написанная Якопо Дзукки в конце XVI столетия, «Благословляющий Христос», «Богоматерь со святым Франциском и святым Андреем» и «Мученичество святой Мартины». Правая стена нефа интересна люнетом с изображением «Встречи Марии и Елизаветы». В правом рукаве трансепта можно увидеть сохранившееся до наших дней «евхаристическое чудо Сиены» – 200 освященных просфоров, которые в 1730 году были похищены из храма, однако, спустя некоторое время, найдены в церкви Богоматери, расположенной на Провендзано. После их торжественного переноса обратно в базилику, было решено поместить просфоры в современный ковчег. Стоит отметить одну особенность, несмотря на то, что данное событие произошло несколько столетий назад, освещенные просфоры до сих пор остаются свежими.
Особенности интерьера
В современной капелле можно увидеть известный полиптих «Мадонна с младенцем и святыми», написанный талантливым мастером Липпо ди Ванни в середине XIV столетия. Практически в самом конце правого крыла трансепта расположена древняя мраморная статуя святого Франциска, которая раньше служила украшением фасада церкви, вероятнее всего, она датируется началом XIV столетия. Из всех имеющихся в помещении апсидных капелл стоит обратить особое внимание на капеллу францисканцев, имеющую неоготический триптих Артуро Вилиджарди и саркофаг Кристофоро Феличи, принадлежащий Урбано да Кортона. Однако не менее интересной для посетителей будет капелла Палмьери, с картиной «Мадонна с младенцем», написанной Андреа Ванни в конце XIV столетия. Что касается левого рукава трансепта, то не стоит оставлять без должного внимания две особенные капеллы, украшенные фресками братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти, созданными в 1331-1335 годах. В шестой капелле можно увидеть оригинальное экспрессивное «Распятие», принадлежащее кисти Пьетро, а в восьмой – примечательные работы «Мученичество францисканцев в Сеуте» и «Святой Людовик Тулузский у ног папы Бонифация VIII», написанные Амброджо.
Показать больше