О месте Базилика Оссерванца
Нелегкая судьба строения
На северо-востоке Сиены, примерно в двух километрах от центральной части города, располагается базилика Оссерванца – одна из важнейших храмовых построек, возведенных вне городских стен. Расположенную на холме делла Каприола церковь основал святой Бернардин Сиенский. Храм пришел на замену древнему скиту XII столетия. Историки склонны полагать, что строение 1490 года, по-видимому, является проектом талантливого архитектора Франческо ди Джорджо Мартини. Однако необычно оформленный старинный храмовый комплекс, олицетворяющий традиции Возрождения, не сохранился до наших дней в первозданном виде. Во время осады города, в 1554 году, его полностью разрушили. Восстановление началось только в эпоху барокко, а самая значительная реконструкция постигла его только в 1922-1931 годах. Отголоски второй мировой войны также наложили отпечаток на состояние базилики, из-за бомбардировки 23 января 1944 года она была разрушена. Только проведенные через пять лет реставрационные работы помогли воскресить древний памятник архитектуры. Первоначальный вид придать строению помогли сохранившиеся чертежи и фотографии, немалую роль сыграли также свидетельства монахов. Кроме этого строителями были использованы специальные виды камня и оригинальные материалы.
Экстерьер храма
Главный фасад базилики Оссерванца не отличается богатством и роскошью, декор выполнен в характерной для архитектуры ренессанса манере. Классический фронтон треугольной формы, обрамлен несколькими выпуклыми карнизами. Внизу под фронтоном расположен зубчатый фриз, которым украшали фасады различных зданий. Центральное место тимпана содержит монограмму Христа, под которой находится круглое окно в виде розы. Расположенные по бокам пилястры состоят из черно-белых гербов Сиены. При входе в храм посетителей встречает небольшая лоджия, с перекрытием из деревянных балок, опирающихся основаниями на колонны из кирпича. Стоит отметить, что именно такой тип лоджий это не что иное, как характерный элемент церковных построек францисканцев. Вверху над строением располагается небольшой по величине купол, поставленный на цилиндрической формы барабан, он украшен зубчатым фризом. Сзади купола находится мощная колокольня, воссозданная еще в XVIII столетии, ее четыре бронзовых колокола отливали из предшественников – древних колоколов 1478 года. За лоджией расположена небольшая тропинка, ведущая вдоль восточного фасада здания, она приводит посетителей ко входу в подземную часть базилики – низкую крипту, в которой до сих пор хранятся останки погребенных членов семьи Петруччи, а также других известных горожан. Вход в крипту расположен с противоположной от церкви стороны. До 1910 года на самой крайней стене, расположенной за современным алтарем, можно было увидеть фреску с изображением Страшного суда, которую выполнил Джироламо ди Бенвенуто, однако ее сбили и перенесли на хранение в монастырский музей.
Внутреннее убранство
Интерьер базилики полностью соответствует всем атрибутам ренессансной архитектуры. С двух сторон от нефа выстроено по четыре боковые капеллы, а от входа по двум стенам развешаны медальоны, на которых изображены францисканцы (святой Бонавентур и святой Людовик Тулузский). Наиболее примечательными элементами первой капеллы считаются фреска «Распятие со святыми», написанная в XVI столетии, и скульптура святого Антония из дерева, которую создали мастера флорентийской школы. Вторая капелла известна «Пьетой», созданной Джованни ди Паоло Нери. Триптих XV столетия, находящийся в третьей капелле, располагает изображением «Мадонны с младенцем Христом на троне». В четвертой капелле можно увидеть триптих «Мадонна с младенцем на троне со святым Амвросием и святым Иеронимом», принадлежащий неизвестному художнику. Кроме этого здесь находится старинный полиптих с изображением нескольких святых: Иоанна Крестителя, Франциска, Петра и Иоанна Евангелиста. Третья с левой стороны капелла привлекает внимание «Распятием со святыми», которое относят к работам Бартоломео Нерони. На второй капелле слева расположено «Коронование Девы Марии со святыми» – изображение, по праву считающееся изысканной работой средневековья. Изображение Богоматери с младенцем Христом, находящееся в первой капелле с левой стороны, относится к XV столетию и приписывается Сано ди Пьетро. Триумфальная арка украшена оригинальными скульптурами средневековья, которые в своем ансамбле представляют Благовещение. Расположенное в алтаре распятие из дерева, созданное в середине XX столетия, пришло на смену разрушенному после американских бомбардировок старинному распятию работы Ландо ди Пьетро. С противоположной от входа стороны к базилике Оссерванца пристроено два дворика – клуатры, которые позволяют пройти к монастырю. В его здании находится келья святого Бернардина с реликвиями святого. В ризнице можно увидеть музей Аурелио Кастелли с произведениями искусства и предметами культа, ранее хранившимися в базилике.
Показать больше