О месте Кафедральный собор
Предпосылки строительства
Кафедральный собор Пармы, посвящённый Успению (Вознесению Пресвятой Богородицы) располагается в центре города, в сердце Соборной площади, неподалеку от Епископского дворца и баптистерия.В V - VI веках на этом месте находилась раннехристианская базилика, возведенная в честь Пресвятой Девы Марии. До базилики здесь был языческий храм, принадлежащий епископальному комплексу, в который входили еще баптистерий и дом епископа. На то время он находился на окраине римского города,в районе Пармы, за ее городскими стенами. Однако после разрушительного пожара, случившегося в IXвеке,церковь подверглась значительной модернизации и реорганизации. Уже в 890 году храм, посвящённый Пресвятой Деве Марии, приобрел название кафедрального собора. Однако новое сооружение, возведенное в IXвеке, в XI столетиибыло разрушено очередным пожаром. Сегодняшний облик зданиеприобрело после восстановительных работ. Вначале строительством занимались мастера«комачини» (мастераиз региона озера Комо) по решению епископа Кадало, в будущем Гонория II. По мнению множества ученых, роль главного архитектора принадлежала мастеру Николо, который занимался отделкой до 1074 года. По окончанию работ в 1106 году собор освятили.
История становления собора
Новым испытаниям храм подвергся в 1117 году, он пострадал от сильного землетрясения, однако уже в 1178 году был переделан фасад, строение подправили и окончательно отремонтировали, этим занимался архитектор БенедеттоАнтелами. Позже по соседству с собором возвели новую колокольную башню. В XV веке достроили боковые капеллы, а в XVIизменили структуру собора. В частности, небольшую розетку фасада расширили, придали ей нынешнюю форму; сверху надпротиром установили эдикулу; расширили внутреннюю лестницу, которая вела к алтарной части. Живописным оформлениемзанимались специально приглашенные мастера, среди которых был Корреджо. На сегодняшний день Пармский собор считается одним из самых исторически важных памятников падуанского стиля, расположенных в северной Италии. Подобные храмы можно видеть только в Кремоне и Пьяченце. Что касается внешнего оформления строения, то он не привлекает роскошью и изяществом, фасад достаточно прост по форме. Состоящий только из одной части, он покрыт двускатной крышей, в его нижнем ярусе находится три портала. Их двери выполнены известным мастером-резчиком ЛукиноБьянкино. В центральном портале находится протир, рядом с которым расположены две фигуры львов, - это работа скульптора Джамбоно да Биссоне. Сверху фасад украшают три яруса галерей, два из которых обладают тройными арками, а третья, расположенная подкарнизом, повторяет форму крыши.
Особенности внутреннего оформления
Основой собора является латинский крест, благодаря которому пространство помещения разделено на три нефа, обладающие боковыми капеллами. Боковые арки опираются на пилястры, рядом с ними расположены эмпоры. Первоначальные перекрытия заменены крестообразным сводом в виде фермы, алтарная часть приподнята над криптой, в которой выставлены фрагменты древней мозаики. Они были найдены на территории собора и датируются IV - V веком. На сегодняшний день мозаичные фрагменты, найденные в 1955 году, посетители могут увидеть в музее. Раньше они были составной частью облицовки пола, сделанной в эпоху Возрождения. С внешней стороны собор сохранил романский облик, но внутри практически все уже переделали, только некоторые боковые капеллы сохранили первоначальныйготический вид. Купол собора опирается на восьмиугольный барабан, который был расписан Корреджов 1526 – 1530 годах. Данная композиция «Вознесения Богородицы» обращает внимание посетителей на центральное изображение Иисуса, который спускается вниз, чтобы принять душу Богоматери. Стоит отметить, что эта фреска обладает оригинальной композицией, так как в ней присутствует искусное сочетание как архитектурных, так и различных живописных элементов, оказавших большое влияние на рост популярности стиля барокко в живописи. Посетители в храме могут увидеть также изображения четырёх покровителей Пармы, которые Корреджонаписал на парусах купола.
Показать больше