О месте Cтатуя Давида
Мраморная статуя Давида выполнена Микеланджело и впервые представлена изумлённой флорентийской публике 8 сентября 1504 года. Пятиметровое изваяние с тех пор воспринимается в качестве символа Флорентийской республики, одной из вершин искусства Возрождения и человеческого гения. В наши дни оригинал статуи хранится в Академии изящных искусств города Флоренции.
Статуя предназначена для кругового обзора. Она изображает обнажённого Давида, который сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. В сюжете имеется иконографическое новшество, ведь Вероккьо, Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида уже торжествующего после победы над гигантом. Здесь же спокойный и сосредоточенный юноша только готовится к бою с врагом, который превосходит его по силе. Мышцы его напряжены, брови устрашающе сдвинуты. Через левое плечо перекинута праща, нижний кончик которой подхвачен правой рукой. Поза героя — это классический пример контрапоста, в ней Давид уже подготавливает смертоносное движение.
Впервые создать статую ветхозаветного царя хотели еще в середине XV столетия. Тогда торговцы шерстью предложил окружить собор двенадцатью большими скульптурами ветхозаветных персонажей. К 1464 году изготовили только два изваяния, одним из которых стала скульптура Донателло, другим — его подмастерья Агостино ди Дуччо. На изготовление статуи Давида во Флоренцию доставили огромную глыбу мрамора из Каррары. Но Донателло умер в 1466 году и Агостино не смог доработать этот проект, как и Антонио Росселлино, с которым вскоре также был расторгнут контракт.
В начале XVI столетия заброшенная глыба мрамора, названная флорентийцами «Гигантом», смотрелась жалко. Спустя десятилетия ее размер стал меньше из-за воздействия осадков. Завершение статуи Давида было поручено амбициозному 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. 13 сентября 1501 года молодой человек приступил к работе. Борьба мастера за извлечение из глыбы идеального человеческого тела длилась два года.
25 января 1504 года работа над монументом близилась к завершению. Тогда его пришли оценить флорентийские художники. Затем статую транспортировали к стенам палаццо Веккьо, на что ушло четыре дня. Давид сменил двухметровую группу «Юдифь и Олоферн» из бронзы, выполненную Донателло. Произведение Микеланджело стало наглядным образом героической борьбы народа Флоренции за свободу от тирании.
В 1873 году статую перенесли в Академию изящных искусств подальше от пагубно влиявших не нее осадков. На ее месте, на площади Синьории сегодня стоит копия с 1919 года. В мире мало статуй со стольким количеством копий и слепков. Самые известные установлены на площади Синьории во Флоренции, на флорентийской Пьяццале Микеланджело, в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве, в музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Показать больше