О месте Святилище Мадонны святого Луки
История создания иконы
Святилище Мадонны святого Луки, которое находится на Сторожевом холме, возвышающемся над уровнем моря на 300 метров, посетить можно только пройдя по дороге от ворот Saragozza по третьему поясу городских стен. Если верна легенда, то строительство святилища было начато еще в 1160 году, так как в нем планировалось разместить известную икону Богоматери Путеводительницы. Вероятнее всего икона была написана самим апостолом Лукой. После наступления арабов в Азии священный образ был перевезен в Византию, а позже в Болонью. Ставшие владельцами иконы, две девушки Адзолина и Биче, приняли решение построить на холме святилище. По другим данным икона, попавшая в руки паломника Теокле, который приобрел ее в Византии, была передана в Болонью. Большинство исследователей считают, что святое изображение было создано в промежутке конца XII – начала XIII столетий. Икона, написанная в византийском стиле, принадлежит западной руке, о чем свидетельствует рука младенца Иисуса - для благословения она сложена в латинской манере. Тщательный радиографический анализ показал, что внутри под видимым слоем есть еще одно, более древнее византийское изображение. Нижний слой датируется X – XI столетиями. В 1625 году к образу был добавлен серебряный оклад.
Возведение храма
По сохранившимся документам можно судить об этапах возведения постройки, стоит отметить, что они дают несколько иное толкование истории строительства храма, чем легенды. Именитая жительница Болоньи, Анжелика Бонфантини, приняла решение в 1192 году вести отшельнический образ жизни на Сторожевом холме. Папа Целестин III и болонский епископ дали свое благословение на начало строительства и в 1194 году в святилище был заложен первый камень. Позже, после смерти Анжелики, управление храмом начал осуществлять городской епископ. С течением времени менялись монахини, храм постепенно приходил в запустение. Только в 1433 году, когда, по мнению жителей, произошло чудо – икона святилища помогла остановить проливные затянувшиеся дожди, в комплексе начались проводиться восстановительные работы. К началу XVII столетия храм был значительно расширен, перестроена колокольня. В 1708 году завершилось строительство новой главной капеллы и мраморного алтаря в стиле барокко. Привычный современный облик храм приобрел только после модернизации под руководством Карло Франческо Дотти в 1723 году. Возведенная капелла создала резкий контраст с прежним зданием, поэтому вскоре начались работы по реконструкции всего строения. Новые стены были воздвигнуты вокруг старых, позже разрушенных стен. По окончанию работ в 1765 году святилище Мадонны святого Луки было освящёно. Купол и фасад возводились спустя несколько лет по проекту отца Джованни Джакомо Дотти. В 1815 году центральную капеллу облицевали мрамором и установили вокруг новые мраморные алтари.
Работы известных мастеров
Архитектурный стиль здания по большей степени относится к барокко, об этом свидетельствует овальный тибурий и поднимающийся над лантерной купол святилища. Пилястры поддерживают фронтон, под которым располагается центральная арка портала. При входе в храм посетителей встречают статуи святых Луки и Марка. С южной стороны здания находятся древние монастырские помещения и колокольня. Перед святилищем расположена крытая галерея, длина которой составляет 3,8 километра. Здесь возведено 666 арок и 15 капелл. Ученые считают, что 666 арок символизируют дьявольского змея, побеждённого Богоматерью и попираемого её стопами. Внутренняя часть храма обладает овальной формой, в нее вписан греческий крест. Приподнятая алтарная часть привлекает внимание посетителей главной иконой. Центральные арки сосредоточены под пилястрами из трёх коринфских колонн. Самыми интересными работами, находящимися на сегодняшний день в храме считаются произведения Донато Крети («Увенчание Богородицы», «Святые покровители Болоньи»), Гвидо Рени («Богородица розария») и Гверчино («Явление Христа Богоматери»). В отделке присутствуют фрески Витторио Марии Бигари и Джузеппе Кассиоли, а также лепнина Антонио Боррелли и Джованни Калегари. Ежегодно по субботам, предшествующим пятому воскресенью после праздника Пасхи, икона Богоматери с младенцем выносится из храма, идущий за ней крестный ход проходит по всей галерее, возвращая образ на привычное место под колокольный звон. Перед Вознесением икону отправляют в базилику святого Петрония, возвращая ее обратно на Вознесение.
Показать больше