О месте Монастырский комплекс святого Стефана
Храмы соборного комплекса
Монастырский комплекс святого Стефана, находящийся в самом сердце исторической Болоньи, представляет собой оригинальный комплекс, называемый местными жителями «Семь церквей». По легенде соборный комплекс – это прообраз Храма Гроба Господня, расположенного в Иерусалиме, его возведение было начато по инициативе епископа Петрония, служителя церкви в 431 - 450 годах. После смерти Петрония причислили к лику святых, и он до сих пор считается в Болонье святым покровителем. Расположить комплекс было решено на месте старинного языческого храма Изиды, об этом свидетельствуют исторические исследования. Самая первая церковь Иоанна Крестителя была возведена еще в VIII столетии, по другим источникам наиболее ранней считают церковь Гроба Господня, она датируется 5 веком (была перестроена в XII столетии). В этом храме был похоронен святой Петроний. Что касается церкви святых Виталия и Агриколы, то она тоже была возведена в V веке и перестроена в VIII. Сделанные в XIX - XX столетиях реставрации не смогли сохранить культурное наследие, в состоящий традиционно из семи церквей комплекс сейчас входят только четыре. Последняя уцелевшая церковь Мартириум более известна как храм Троицы. Вероятнее всего здесь захоронены мученики Виталий и Агрикола. Однако после прихода лангобардов собор был преобразован в баптистерий, а в IX - X столетиях комплекс пришёл в упадок. Позже монастырь заняли бенедиктинцы, восстанавливающие сооружения на протяжении трех веков.
Особенности церквей
Внешний архитектурный стиль комплекса в большей степени характеризуется романскими чертами, приданными строениям во время последних реставрационных работ. Храм Распятия Господня построен в VIII столетии лангобардами, он неоднократно перестраивался, но до сих пор сохранились некоторые старинные части церкви, в частности романские стены и крипта. Однонефное пространство переходит в свод, расположенный под фермой крыши. Лестница ведет к алтарю, поднимающемуся над криптой, разделенной колоннами различной формы. В крипте сохранилась урна с останками святых Виталия и Агриколы. В храме расположена скульптурная группа «Оплакивание Христа» Анджело Габриелло Пио, «Распятие» Симоне деи Крочифисси и фрески «Мученичество святого Стефана». В церкви святых Виталия и Агриколы в период реставрации были использованы строительные материалы римской эпохи, об этом свидетельствуют ионические капители и мозаичный пол. В XI столетии строение приобрело романский облик. Возведенный изначально святому Петру собор, позже посвятили святым Виталию и Агриколе – погибшим мученикам Болоньи. Что касается храма святого Гроба Господня, возведенного в XI – XII столетиях, то стоит отметить 12 его мраморных и кирпичных колонн, которые отгораживают главную часть церкви, при этом создав внутреннюю эдикулу с мощами святого Петрония. В соборе есть источник с водами Иордана и семь колонн, сделанных из африканского мрамора, что является прямым свидетельством принадлежности к языческому храму. Стоит отметить, что одна из колонн символизирует крест с бичеванием Христа. На стенах и потолке церкви можно увидеть фрески XIII столетия. Четвертым храмом комплекса считается церковь Троицы, больше всех пострадавшая от реставрационных работ. Внутри сооружение разделяется пятью нефами, среди которых расположена скульптурная группа «Поклонение волхвов» из дерева. Характерной особенностью работы считается то, что она является старейшим вертепом во всем мире, в композиции которой представлены скульптуры в полный человеческий рост.
Характерные черты соборного комплекса
Монастырский двор по праву считается одним из лучших в мире образцов романского архитектурного стиля. Посетители могут увидеть здесь старинный дворик с двойной галереей, первый ярус которой составляют протороманские арки, а второй – романско-готические. Центральная часть двора оснащена колодцем 1632 года постройки. Неподалеку находится монастырская колокольня и вход в музей святого Стефана. В этом музее представлена коллекция культовых предметов и произведений искусства, собранных из всех семи церквей. Особым вниманием пользуется горельеф лонгобардской работы, на котором изображен Христос со святыми Виталием и Агриколой. Здесь также можно увидеть повязку, которую носила Богоматерь. Самыми живописными картинами считаются отображения святых из работы Симоне деи Крочефисси, «Богоматерь с младенцем и святым Иоанном» Инноченцо да Имола и фреска «Избиение младенцев».
Показать больше