О месте Базилика святого Петрония
История строительства
Базилика святого Петрония, выходящая своим фасадом на Пьяцца Маджоре, главную площадь Болоньи, считается одной из шести самых крупных церквей всей Европы. Её длина, составляющая порядка 132 метров, достигает в ширину 66 метров, а в высоту – 45 метров. В самом высоком месте фасад достигает 51 метра. Возведение строения началось по инициативе городских властей, Совет шестисот принял решение построить в 1390 году для динамично развивающегося города новый большой храм. Проектом базилики занимался архитектор Антонио ди Винченцо, храм планировалось посвятить святому покровителю Болоньи, Петронию. На сегодняшний день базилику считают одним из поздних примеров готики в Италии. Благодаря своеобразному замыслу архитектора, собор стал большим христианским храмом, по своему величию превзойдя Ватиканский собор святого Петра. Начавшиеся в 1390 году работы по возведению храма продолжались более ста лет. Однако до сих пор здание базилики не достроено, и план архитектора не полностью воплощен в жизнь.
Замедленное возведение сооружения
Возведение фасада началось со строительства фасада и боковых нефов, к 1393 году были возведены первые капеллы, а последние удалось возвести только к 1479 году. Начиная с 1514 года, работами начал руководить архитектор Ардуино Арригуцци. Стоит отметить, что готовая изнутри базилика до 1515 года не имела главного свода. Главными проблемами, значительно замедляющими строительство, были недостаточное финансирование и неправильные инженерные решения. Изменения размеров строения, в частности противостояние папского престола, способствовало замедлению возведения готического свода центрального нефа. Несмотря на незавершённость сооружения, в 1530 году здесь был коронован император Карл V. Спустя некоторое время мастера принялись за облицовку стен и фасада, предусмотренную в проекте Доменико Вариньяны. Вызвавший множество споров проект фасада Вариньяны был одобрен правительством, хотя на конкурсе было представлено множество рисунков других, более знаменитых архитекторов (теперь эти рисунки хранятся в местном музее). Завершить фасад пытались как в XIX, так и в XX столетии, но он до сих пор остался незавершённым.
На протяжении нескольких десятков лет в Болонью приезжали иностранные зодчие, например, приглашенный в 1646-1658 годах Джироламо Райнальди, решал задачу строительства свода. Нижняя часть фасада, оформленная красным веронским мрамором и белым истрийским камнем, переходит в верхнюю не облицованную часть сооружения. Портал – воплощение труда скульптора Якопо делла Кверча – остался незавершённым из-за его смерти. Характерной его особенностью считается оригинальное украшение из 15 сюжетов, взятых из Нового и Ветхого заветов. Расположенную на портале Богоматерь Микеланджело назвал «прекрасной Богоматерью XV столетия». Боковые фасады оснащены окнами, освещающими капеллы. Сверху над одиннадцатой капеллой находится колокольная башня, традиционно снабженная 4-мя колоколами.
Особенности интерьера
В плане базилики находится латинский крест, возведенные в готическом стиле своды лежат на десяти пилястрах с высокими капителями. Внутреннее пространство храма разделяется горизонтально боковыми капеллами, а формы арок подчёркиваются красным цветом, создающим контраст с фоновой белой штукатуркой. На полу храма находится меридиан, рассчитанный Джованни Доменико Кассини и достигающий в длину 67,72 метров. Самый большой в мире меридиан представляет собой настоящий солнечный календарь. Падающий сквозь небольшое отверстие солнечный луч, попадая на меридиан, указывает точно текущий месяц и день. Интересными особенностями базилики святого Петрония считаются хоры из дерева, выполненные в XV столетии Агостино де Марки. Не менее интересными считаются два старинных органа: с правой стороны действует орган Лоренцо из Прато (древнейший в мире из всех сохранившихся органов), а с левой – орган Маламини, созданный в 1596 году. Интерьер собора также как и часть фасада, выдержан в готическом стиле. Практически все капеллы декорированы в XV – XVI столетиях. Особое внимание большинство посетителей уделяет работам Джованни да Модена, среди них есть картины «Страшный суд», «Эпизоды из жития святого Петрония» и «Путь волхвов», написанные в XV столетии. Интересными считаются и работы таких мастеров как Джулио Романо, Пармиджанино («Святой Рох»), Лоренцо Косты («Богоматерь на троне»), Амико Аспертини. Фреска Джованни да Модена «Страшный суд» была навеяна мотивами сцены из Данте, она привлекает внимание изображением пророка Мухаммеда, низвергнутого в ад. Несмотря на то, что на базилику святого Петрония посягали не единожды (в 2002 году мусульманские радикалы хотели взорвать храм с фреской, по их мнению содержащей некорректный сюжет), она до сих пор стоит на своем месте практически в первозданном виде, стоит отметить, что в последнее время церковь особенно тщательно охраняется.
Показать больше