О месте Кафедральный собор святого Доната
История создания
Кафедральный собор святого Доната, который расположен на месте старинной раннехристианской церкви, на самой вершине горы, на которой находится город Ареццо, на несколько метров возвышается над аретинской территорией. Возведение храма было начато в 1278 году, однако из-за недостатка финансирования строительство продолжалось несколько столетий, и было завершено только в 1511 году. Современный неоготический фасад был построен только в 1901 - 1914 годах, архитектором и создателем проекта был выбран Данте Вивиани. Недоведенное до логического завершения строительство фасада XVI века только столетие назад было заменено тремя огромными профилированными порталами, обладающими оригинальными стрельчатыми архивольтами, расположенными на витых колонках. Стоит отметить уникальный скульптурный декор, который сделали мастера Джузеппе Кассиоли, Вивиани и Энрико Кватрини. С правой стороны фасад выложен блоками из песчаника, богато украшен старинным порталом XIV столетия и фланкированными колоннами, сделанными из порфира. По мнению большинства историков данные скульптурные сооружения это отголосок декора языческого храма, который здесь ранее находился. В люнете собора можно увидеть терракотовую композицию «Мадонна с младенцем со святым Донатом и Григорием X», которую написал Никколо ди Лука Спинелли. Еще одним старинным элементом, сохранившимся до наших дней, является полигональная апсида, оснащенная узкими окнами – бифорами XIII столетия.
Архитектурные особенности строения
Колокольню храма за время ее существования перестраивали три раза, построенное первоначально сооружение вплотную примыкало к кафедральному собору святого Доната, однако исходящие от него вибрации во время колокольного звона повреждали витражи. Это обстоятельство способствовало строительству новой колокольни, расположенной в нескольких метрах от храма. Правда спустя некоторое время устойчивость второй колокольни была нарушена подземными течениями. На сегодняшний день посетители могут увидеть только третью колокольню, возведенную в середине XIX столетия. Расположенная отдельно от других зданий колокольня из шести граней, украшена шатровым завершением. Недавно ее объединили с храмом посредством специально построенных покоев для смотрителя. Что касается внутреннего оформления собора, то стоит отметить разделенное тремя нефами помещение, обрамленной узкими высокими колоннами, наверху которых находятся стрельчатые арки. Центральный неф оригинально декорирован фресками, написанными талантливым французским мастером Гульельмо да Марчилла и Сальви Кастеллуччи. Марчилла – мастер витражного искусства, которому принадлежит уникальный цикл, состоящий из семи витражей, в частности: «Крещения Христа», «Христоса и блудницы», «Изгнания торговцев из храма», «Святой Луции», «Призвания святого Матфея», «Святого Сильвестра» и «Воскрешения Лазаря». Апсиду кроме фресок украшают оригинальные витражи, принадлежащие мастерам одной из флорентийских школ. Здесь же можно увидеть саркофаг святого Доната из мрамора, над которым в течение столетия работали сиенские, флорентийские и аретинские мастера.
Характерные черты сооружения
В левом нефе храма находится шестиугольная купель, декорированная уникальными рельефами школы Донателло. Наиболее примечательной работой является рельеф «Крещение Христа», созданный в 1425 году, он отличается от других тонкой графической проработкой всех написанных фигур и пейзажа. В картине прослеживается глубинная перспектива, которая присуща только Донателло. На крайней стене левого нефа, находящегося вблизи от двери, которая ведет в ризницу, располагается фреска «Мария Магдалина», выполненная Пьером делла Франческа. Данная работа стала окончательным этапом в создании фрескового цикла «История животворящего креста», ранее созданного в соборе святого Франциска. С левой стороны от фрески расположен кенотаф Гвидо Тарлати, установленный в XVIII столетии. С правой стороны от нефа можно увидеть надгробия Григория X и Чуто Тарлати. Левый неф кафедрального собора святого Доната ведет в огромную трехнефную капеллу, возведенную в честь Богоматери Утешения. Данное сооружение было построено в XVIII столетии по проекту архитектора Джузеппе дель Россо, здесь располагаются три терракотовые рельефа Андреа делла Роббиа, в частности: «Мадонна с младенцем и святыми», «Вознесение Богоматери» и «Троица со святыми Донатом и Бернардином».
Показать больше