О месте Мост Глинике
Мост Глинике (Glienicker Bruecke) – мост через реку Хафель, соединяющий столицу Германии Берлин и столицу федеральной земли Бранденбург - Потсдам.
История
Первый мост на месте нынешнего моста Глинике был построен вскоре после того, как в 1660 году Потсдам был определен в качестве второй резиденции Гогенцоллернов, и возникла острая необходимость строить подъездные дороги и мосты. Мост Глинике был построен из дерева, имел 300 шагов в длину. В 1777 году он был заменен другим деревянным мостом с перилами и подъемным мостом в центре, чтобы иметь возможность пропускать суда.
Из-за всё возрастающей нагрузки на дорогу, соединяющую две королевские столицы – Берлин и Потсдам, деревянный мост Глинике требовал постоянного ремонта, поэтому придворный архитектор и зодчий Карл Фридрих Шинкель получил заказ на проектирование нового моста через реку Хафель. В 1831-1834 г.г. был построен новый кирпичный мост, который опирался на десять арок и имел в центре деревянную плиту, которая поднималась для прохода судов. Это значительно увеличило судоходство по реке. Созданный мост Глинике идеально сочетался с окружающим дворцово-парковым ландшафтом Бабельсберга и Потсдама. С моста открывались красивейшие виды, созданные придворным садовым художником и ландшафтным архитектором Питером Джозефом Ленне.
Тем не менее, в начале XX века этот архитектурный шедевр с трудом справлялся с всё возрастающей автомобильной нагрузкой. Мост был узким, что сказывалось на его пропускной способности. Деревянная конструкция подъемной части моста была громоздкой и замедляла проход судов.
В 1904 году был проведен конкурс на создание проекта нового моста Глинике, удовлетворяющего современным требованиям: мост должен был быть из стали и иметь внешний вид подвесного моста. Выиграл конкурс проект моста, представленный строительной компанией Иоганна Каспара Харкорта из Дуйсбурга. Этот проект и был реализован. Мост Глинике был торжественно открыт 16 ноября 1907 года.
Нынешний мост, построенный в 1907 году, является четвертым. Во время Второй мировой войны он был повреждён, но вскоре снова восстановлен.
Мост Глинике в истории
В историю мост Глинике вошел во времена так называемой «холодной войны», когда отношения между Советским Союзом и западными странами были напряженными. После окончания Второй мировой войны территория Германии была поделена на зоны между странами-союзниками. Географически мост Глинике был расположен в изолированной точке между Западным Берлином, оккупированным Соединенными Штатами и Потсдамом, находящимся в Восточной Германии, контролируемой Советским Союзом. На этом мосту четыре раза происходил обмен захваченными шпионами, поэтому в средствах массовой информации мост Глинике называли «шпионским мостом».
10 февраля 1962 года состоялся первый обмен пленными шпионами между СССР и США – американцы получили летчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса, сбитого над Свердловском, в обмен на полковника Рудольфа Абеля. Следующий обмен состоялся в апреле 1964 года – советского шпиона Конона Молодого обменяли на британского шпиона Гревилла Винна. 12 июня 1985 года, после трех лет переговоров, на мосту Глинике произошел обмен 23-х агентов ЦРУ, арестованных в Восточной Европе, на 4-х агентов КГБ, арестованных на Западе, в том числе польского агента Мариана Захарски. 11 февраля 1986 года диссидента Анатолия Щаранского (Натан Щаранский) и трех западных агентов обменяли на гражданина Чехословакии Карла Кехера и четырех других агентов, в числе которых была жена Кехера Ханна.
Мост Глинике часто упоминается в художественной литературе, используется в сюжетах сценариев к художественным фильмам и сериалам.
Информация для туристов
Мост Глинике является конечной остановкой трамвайного маршрута № 93, следующего от главного железнодорожного вокзала Потсдама и автобусного маршрута № 316, следующего от станции Ванзее.
Официальные сайты: www.glienicke-bridge.com/
www.glienicker-bruecke.de/
Показать больше