О месте Церковь Богоматери
Церковь Богоматери (Liebfrauenkirche) – католический храм, расположенный в историческом центре старинного немецкого города Кобленц.
Вместе с двумя другими романскими культовыми постройками – Базиликой Святого Кастора и церковью Святого Флорина, церковь Богоматери формирует силуэт Старого города – района Альтштадт.
Как величайшее произведение церковного искусства долины Среднего Рейна, Церковь Богоматери в Кобленце входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История
Церковь Богоматери, стоящая на самой высокой точке Старого города, ведет свою историю с V века. Со времен позднего Средневековья и, вплоть до событий Французской революции (конец XVIII века), церковь Богоматери была главной приходской церковью Кобленца. Храм освящен во имя Святой Марии – матери Иисуса Христа.
В средние века возле церкви Богоматери располагалось городское кладбище. Но, после того, как в 1777 году курфюрст Клеменс Венцеслав Саксонский (1739-1812) ввел запрет на захоронения в черте города, кладбище оказалось заброшенным. На бывшем погосте остались две часовни – Святого Андрея и Святого Михаила. До наших дней сохранилось лишь здание часовни Святого Михаила.
Предшественником церкви Богоматери был храм, возведенный в эпоху поздней античности при императоре Валентиниане I (321-375, время правления 364-375). Во времена империи франков здание храма использовалось для проведения католических богослужений. В последующие века культовое здание реконструировалось, менялась его архитектура.
В конце XII –начале XIII в.в. на месте старого храма была построена романская базилика, здание которой вплоть до времен позднего Средневековья реконструировалось и расширялось. Поэтому в архитектуре здания церкви Богоматери органично переплелось несколько стилей – от романского до позднего барокко; именно в эпоху барокко здание храма приобрело свой современный облик, когда шпили колоколен были увенчаны барочными куполами-луковицами.
Большой ущерб зданию был нанесен во время войны за Пфальцское наследство, называемой еще Девятилетней войной (1688-1697), когда Кобленц был разгромлен войсками французского короля Людовика XIV. Остроконечные готические шпили башен церкви Богоматери сгорели, и в 1694 году, по проекту придворного архитектора Иоганна Кристофа Себастиани (Johann Christoph Sebastiani, 1640-1704), были заменены на барочные купола. В 1702 году часть готического окна над порталом была преобразована в нишу, где установили фигуру Девы Марии.
Секуляризация церковного имущества, охватившая Германию в начале XIX века, не обошла стороной и церковь Богоматери: в 1803 году здание вместе с имуществом было секуляризовано, предпринимались даже попытки его сноса, которые, к счастью, были предотвращены. В 1852 году, по проекту кельнского архитектора Винцента Штатса (Vincenz Statz, 1819-1898), церковь Богоматери была восстановлена в неороманском стиле. К сожалению, барочный стиль в интерьере претерпел изменения, и был заменен на модный в то время стиль Романского Возрождения.
В годы Второй мировой войны, самый разрушительный авиаудар по Кобленцу был нанесен авиацией союзников 6 ноября 1944 года. В этот день церковь Богоматери, как и весь исторический центр города, была разрушена, от здания остались лишь стены. Сразу после войны на полное восстановление храма не было средств, поэтому над нефом была сооружена временная крыша, чтобы внутрь, по возможности, не попадала влага. В течение нескольких послевоенных лет в импровизированном храме, называемом прихожанами Малой церковью Богоматери (Klein St. Marien), проводились богослужения.
В 1950-1955 г.г. церковь Богоматери была восстановлена в своем историческом облике, и снова стала неотъемлемой частью Старого города.
В 1992 году в оконных проемах храма появились цветные оконные витражи, созданные выдающимся немецким художником, мастером витражной техники, Хансом Готфридом фон Штокхаузеном (Hans Gottfried von Stockhausen, 1920-2010). Сюжеты витражей, по замыслу художника, посвящены роли женщин в Священном писании.
В интерьере храма сохранилось несколько церковных реликвий, датируемых XV – XVIII веками, среди них - мраморный алтарь Святого Николая, созданный Сильвестром Брауманном (Sylvester Baumann) около 1680 г.; рядом, в арочной нише – мраморный бюст заказчика алтаря, императорского посланника Иоганна фон Кронфельда (Johann Cramprich von Cronefeld), выполненный голландским мастером Иоганном Блумендалем (Johannes Blommendael, 1650-1704). Старейшей церковной реликвией является Распятие XIV века, установленное в северном хоре. В храме находится множество надгробных плит и эпитафий, относящихся к разным историческим эпохам.
С 1999 года церковь Богоматери и церковь Святого Сердца были объединены в единый католический приход. В 2005 году в это сообщество вошла и Базилика Святого Кастора, а чуть позже – церковь Святого Мина и церковь Святого Иосифа.
Часовня Святого Михаила
Часовня Святого Михаила, возведенная на фундаменте разрушенного здания постройки Римской империи, сохранилась до наших дней. Апсида часовни с большими арочными окнами и готическим сводом, была построена в начале XIV века. В последующее время в здании проводилась реконструкция. Сегодня первый этаж здания часовни используется как складское помещение, а на втором - сохранилась потолочная роспись, датируемая концом XVIII века, на которой изображен сюжет из Библии: Архистратиг Михаил, как глава святого воинства Ангелов и Архангелов, повергает своих врагов. В арочной нише над входом в часовню находится скульптура Святого Михаила, установленная в 1752 году.
Часовня Святого Михаила в Кобленце является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется как памятник культуры.
E-mail: pfarramt@liebfrauen-koblenz.de
Официальный сайт: www.liebfrauen-koblenz.de
Показать больше