Дворец Линдерхоф (Schloss- und Gartenverwaltung Linderhof) – красивейший дворцово-парковый ансамбль, называемый «Альпийским Версалем», королевский замок Людвига II, расположенный в живописной долине Грасвангталь, в 8-ми километрах от альпийского городка Обераммергау, в 20-ти километрах от замков
Нойшванштайн и
Хоэншвангау.
История Дворцово-парковый ансамбль Линдерхоф находится в живописном месте, на территории заповедника Аммергебирге, ландшафт которого подчеркивает красоту замка и многочисленных скульптурных композиций, строений и различных декоративных насаждений, прилегающих к нему. Недалеко от дворца Линдерхоф расположен старинный монастырь бенедиктинцев
Этталь.
Дворец Линдерхоф строился с 1869 по 1886 годы. Он был задуман баварским королём Людвигом II как аналог дворца Версаль французского короля Людовика XIV. Это единственный королевский замок Людвига II, полностью достроенный при его жизни.
Дворец Линдерхоф король Людвиг II видел как место, где он мог остаться в уединении и отдохнуть, достигая полной гармонии с окружающей природой.
Возведение здания королевского дворца было завершено в октябре 1874 года. Внутренние работы по отделке интерьера продолжались и позднее. Проведение реконструкции королевской спальни началось за год до трагической смерти короля. Увидеть интерьер во всем великолепии, королю было не суждено.
Внутренние интерьеры замка Линдерхоф имеют свои архитектурные особенности. Среди помещений замка выделяются гостиная короля, кабинет и овальная столовая, в которой обеденный стол можно было с помощью специального механизма опускать вниз, где слуги его сервировали и отправляли назад. Таким образом, король мог обедать в уединении, без присутствия слуг. Самые большие комнаты – спальня короля, оформленная по подобию спальни французского короля-Солнца, в северной части замка и Зеркальный зал с расположенными по кругу зеркалами, увеличивающими пространство – в южной части. Все помещения роскошно обставлены в стиле нео-рококо. Поклонение Людвига II французскому королевскому дому можно найти во многих деталях – обилие позолоты, на потолке в столовой изображение сцен из жизни при дворе Версаля, шкафы в форме подковы с портретами французских придворных и знати, оформление лестницы, а также роскошная коллекция севрского фарфора.
Параллельно со строительством замка, благоустраивался и окружающий ландшафт. Красивейший парковый ансамбль вокруг замка создавался с 1874 по 1880 годы под руководством придворного королевского садовника Карла фон Эффнера. Парк, окружающий дворец, следует примерам английских садов – пейзаж создает ощущение естественной красоты, гармонично совмещая скульптурные группы, зеленые насаждения и извилистые дорожки.
Дворцовый сад представляет форму креста, в центре которого располагается сам замок. Перед замком расположен большой бассейн с фонтаном, бьющим на 22-х метровую высоту. Далее местность поднимается в гору, где организована система террас и лестниц, украшенных клумбами и скульптурами. Боковые зоны вокруг дворца засажены боскетами, которые подвергаются регулярной декоративной стрижке и образуют красивые зелёные коридоры.
Архитектурные формы в парке Линдерхоф На территории, прилегающей к замку, находится несколько примечательных строений, дополняющих замок и служивших королю местами уединения и грёз.
Примечателен Мавританский киоск (Maurische Kiosk), созданный в 1867 году по проекту архитектора Карла фон Дебитша для показа на парижской Всемирной выставке в качестве официальной части Пруссии. Через несколько лет после выставки, Мавританский киоск, украшенный позолоченным куполом, был приобретен баварским королем и в 1877 году размещён неподалёку от Грота Венеры. Внутри были установлены новые светильники, мраморный фонтан и роскошный, произведенный в Париже Павлиний трон, установленный в тронной нише.
Ещё одно строение, привлекающее внимание в парке Линдерхоф - Марокканский дом (Marokkanische Haus), приобретенный от имени Людвига II на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, где он был частью более крупного восточного ансамбля. 25 ноября 1878 года детали Марокканского дома были привезены в Линдерхоф, а в декабре этого же года строение было установлено около Хандинга. Марокканский дом был тогда щедро украшен богатыми тканями и коврами. В 1980 году, тщательно отреставрированный и восстановленный уже на новом месте, ближе к замку, он сейчас стоит в парке.
Деревянный сруб Хандинг (Hundinghütte) был построен по описанию сцены из первого акта оперы «Валькирия» Рихарда Вагнера. Как Зигмунд, король Людвиг II бежал сюда, в хижину к юго-западу от Линдерхофа, скрытую глубоко в горах. Здесь он мог сидеть одиноко, иногда часами, погруженный в иллюзии или в чтение, а окружающая природа давала возможность наслаждаться живыми образами.
18 декабря 1884 года хижина сгорела, но вскоре была восстановлена. В 1945 году Хандинг опять сгорел, и опять был восстановлен. Летом 1990 года Хандинг был перенесён на новое место, ближе к замку. Внутри хижины, как и прежде, растет дерево. Перед хижиной, в соответствии с первоначальными планами, было создано небольшое искусственное озеро.
Ещё одна удивительная постройка – это так называемый Эрмитаж Гурнеманца (Einsiedelei des Gurnemanz) – небольшая деревянная избушка на лесной поляне в садах дворца Линдерхоф. Эрмитаж был построен летом 1877 года по приказу короля Людвига II под впечатлением третьего акта оперы «Парсифаль» Рихарда Вагнера. Сам Людвиг II называл это строение «хижиной отшельника». Эрмитаж с его деревянной колокольней был разрушен в 1945 году. Сегодня, вновь построенный по оригинальным эскизам, он стоит в парке.
Особенным строением дворцово-паркового ансамбля Линдерхоф, бесспорно является искусственный грот Венеры (Venusgrotte), который строился для представления оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера и был разработан как интерпретация мифической горы Венеры в Германии, отмечаемой в немецкой мифологии. Грот Венеры был создан в декабре 1875 года Августом Дириглем. По воле короля, пещера с пейзажами и сценами из оперы «Тангейзер», была покрыта воском для защиты от влаги. Водопад и лодка в форме раковины были специально сделаны для использования в гроте.
Для поддержания в гроте постоянной температуры, необходимо было использовать семь печей. Даже летом приходилось нагревать грот несколько дней, потому что внутри грота всегда довольно прохладно. Проекция радуги и имитация волны должны были сделать иллюзию совершенной, когда сам король плыл в лодке по искусственному озеру.
Технической особенностью Грота Венеры была встроенная электрическая система освещения, для чего в то время применялись 24 динамо-машины. Цветовые эффекты создавались вращающимися стеклянными пластинками, приводимыми в действие одним из первых в Европе генераторов.
Информация для туристов Время работы: апрель-сентябрь с 9.00 до18.00, октябрь-март с 10.00 до16.00. Зимой открыт для посещения только дворец.
Телефон: (0 88 22) 92 03-0
Инфолиния: (0 88 22) 92 03-49
Факс: (0 88 22) 92 03-11
E-mail: sgvlinderhof@bsv.bayern.de
Официальный сайт: www.linderhof.de