О месте Ворота Сен-Мартен
О достижениях Людовика XIV на военном поприще молчаливо свидетельствуют старинные триумфальные арки, вокруг которых вырос весь остальной Париж. Одна из них, именуемая воротами Сен-Мартен (в честь святого Мартина Турского, принесшего в Галлию христианство), расположена на том самом месте, где находились средневековые ворота ныне разрушенных укреплений французской столицы, возведенных еще Карлом V.
История ворот Сен-Мартен
С тех пор как в 1670-м году укрепление границ Франции на северо-востоке позволило демонтировать защитные сооружения, окружавшие Париж, было решено преобразовать эту территорию по периметру в удобную зону для прогулок. Спустя некоторое время это кольцо превратилось в парижские Большие бульвары.
В отличие от своих предшественников, служивших для сбора торговых налогов, ворота Сен-Мартен в Париже не более чем символично представляли вход в столичный город, выполняя всего лишь декоративную функцию. Построенная по распоряжению короля, арка предназначалась для увековечивания победы Людовика на территории Бельгии, о чем и свидетельствует золотая надпись-посвящение.
Строительство ворот Сен-Мартен в Париже началось в 1674-м году после окончания возведения Сен-Дени. Оно также оплачивалось из парижской казны. Над проектом трудился архитектор Пьер Булле, учившийся у мастера воплощения классицизма Николя Франсуа Блонделя, создавшего парижские ворота Сен-Дени.
Внешний облик достопримечательности
Следуя манере своего наставника, Булле возвел 17-метровую арку, подобную древнеримским сооружениям. Она насчитывала три пролета. Центральный пролет предназначался для всадников на конях, а боковые – для пеших путников. Материалами для ворот Парижа в нарочито-грубом стиле рустик послужили известняк и мрамор.
Углубления ворот заняты скульптурами и барельефами, которые возвеличивали короля-воина. В этом большая заслуга таких признанных французских скульпторов, как Мартен Дежарден, Этьен ле Онгр, Гаспар Марси и Пьер Легро. Так, над северным фасадом, изображающим взятие Лимбурга в 1675 году и поражение немцев, работали Легро (фигура женщина рядом со спящим львом) и Марси (фигура Людовика XIV в роли бога войны Марса, несущего щит Франции и отодвигающего немецкого орла, чтобы защитить женщину и старика).
Барельефы на южном фасаде парижских ворот представляют дробление Тройственного союза и захват Безансоне. Людовик XIV изображен как частично обнаженный Геркулес в парике (работа ле Онгра) и как античный бог в славе, милостиво принимающий возле оливкового дерева ключи от города из женских рук (работа Дежардена).
Показать больше