О месте Бато-Лавуар
Париж. 18-й округ. Монмартр. «Бато-Лавуар» – резиденция и место встречи для многих ныне известных художников раннего современного искусства. Поэт Монмартра Макс Жакоб придумал это забавное название (фр. – лодка-прачечная), потому что первоначальное здание напоминало ему баржу-прачечную, что стояли тогда вдоль Сены. Изначально дом был занят заводом по изготовлению фортепиано, затем он был куплен в 1867-м году Франсуа-Себастьен Майяром.
Достопримечательность Парижа «Бато-Лавуар» было нелепым, многоэтажным с одной стороны и одноэтажным с другой, с несколькими помещениями на крыше. В 1889-м году там установили еще десяток домов по проекту архитектора Павла Вассера. Комнаты в них были тесными, без отопления, газа, воды, темными, но очень дешевыми, что и привлекало молодых художников. Им недоставало денег на отопление и еду. Такова была Мекка художественной и литературной жизни Парижа.
Художники Монмартра
Но в этих неприглядных условиях расцвел талант Пабло Пикассо, который поселился здесь в 1904-м году. В этой холодной и душной студии в доме №13 Rue Ravignan он написал инновационную картину «Авиньонские девицы» в 1906–1907 годах, с которой начинается кубизм. Работа ныне выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Голубой период его творчества именно здесь сменился на розовый.
В "Бато-Лавуар" в Париже бывали, жили и творили Жорж Брак и Хуан Грис, Амадео Модильяни, Реверди, Гаргальо, Макс Жакоб, Матисс, Утрилло, Кокто, Стайн, Аполлинер, Андре Лосось и другие талантливые художники и поэты своего времени. Они много работали и общались. Они были молоды и на многое способны. Экспериментальные работы художников не были встречены с распростертыми объятиями даже на либеральном Монмартре. Этот всплеск творческой активности вспыхнул и погас, частично перебравшись на Монпарнас, ставший прибежищем богемы после Первой мировой войны. Пикассо в сентябре 1909-го года перебрался на бульвар Клиши.
«Бато-Лавуар» в наши дни
Несколько позже, в 1965-м году, часть здания была признана историческим памятником. К сожалению, в 1970-м году его уничтожил пожар. К 1978-му году парижская достопримечательность была полностью восстановлена архитектором Клодом Шарпанье. Правда, в спешке. Здесь вновь разместились студии зарубежных художников. Тем не менее, немного выше, в доме №1 улицы Orchampt, осталась единственная оригинальная деталь – очаровательный магазинчик с освещенными окнами на крыше.
Современные мастерские отличаются оригинальной архитектурой, имеют красивый сад на свежем воздухе. Невдалеке расположились кабаре Lapin Agile, площади Тертр, Святого Петра и Жеан Риктус, театральная мастерская, церковь Сен-Пьер-де-Монмартр.
Много туристов ошибочно думают, что витрина с надписью «Le Bateau Lavoir» отмечает дом, где была студия Пикассо. И рисунок на стене справа от двери, представляющий из себя графити интерпретацию знаменитого портрета художника фотографа Арнольда Ньюмана как бы подтверждает это. Однако, как видно на двери, это дом №11, а дом, где работал Пикассо, как указано выше, имеет №13. Он сильно отличается от того, в котором жил художник 105 лет назад. Вы можете посидеть в его дворе, включив воображение, представить Пикассо и Жоржа Брака, которые ходили по этой улице взад и вперед из одной студии в другую, обменивались идеями и творческими всплесками энергии.
Показать больше