Цель - сделать Вам самое заманчивое предложение, взять любые имеющиеся при Вас деньги и... поздравить Вас с приобретением недвижимости.
Как я покупал недвижимость на Канарах...
Приехав в Москву на переговоры утренним поездом, вечерним я собирался обратно. Переговоры прошли продуктивно, быстро закончились, и у меня осталась масса свободного времени, которое я решил посвятить прогулке по городу. Одним из пунктов моего маршрута оказался ГУМ, в переходах которого меня и "словила" очаровательная девушка с лотерейными билетами. Так как "сыр" предлагался бесплатно, я вытянул билетик и пошел дальше. Девушка кинулась за мной, скороговоркой объясняя, что лотерея моментальная. Она помогла мне развернуть билет и торжественно объявила, что я - счастливчик, выиграл один из ценных призов, а именно: музыкальный центр, телевизор, видео или бесплатную путевку на Канарские острова. Дело оставалось за малым: в 18.00 приехать по указанному адресу, где сотрудник фирмы определит, какой именно приз мне достался. Между прочим девушка сообщила, что одновременно я попаду на грандиозную распродажу турпутевок и смогу купить себе и своей семье (если имею при себе до 1000 "зеленых") почти бесплатный летний отдых. Я решил, что по московским меркам эта сумма есть карманные деньги, и утвердительно промолчал.
По времени все складывалось благополучно - темнело в это время года рано, и перспектива провести время в теплом месте была более предпочтительна, нежели бродить по темным улицам Москвы или сидеть на вокзале.
К назначенному времени я прибыл по указанному адресу, где обнаружил сборно-панельную двухэтажную конструкцию, которая в окружении старых московских застроек Садового кольца производила впечатление кибитки цирка-шапито. Постояв немного в стороне и понаблюдав за строением, я заметил, что к нему подтягиваются люди, по виду - такие же счастливчики, как и я. На входе охранник проверил мой билетик и проводил к девушке-регистратору. Она внесла мое имя в компьютер и объяснила: это делается для того, чтобы исключить повторное попадание на презентацию - желающих, дескать, слишком много. На мой наивный вопрос, нельзя ли получить приз и удалиться, девушка указала на регламент, согласно которому раздача призов может осуществляться только после презентации. Мимоходом она спросила, имею ли я при себе карманные деньги (их сумму по московским меркам см. выше). Желая узнать, как фирма выкрутится в стремлении не дать мне "приз", я многозначительно похлопал себя по внтуреннему карману.
Меня проводили в комнату регистратора, где очередная работница турфирмы заполнила анкету (имя, семейное положение, могу ли я себе позволить отдых за границей, сколько на него в среднем трачу и т.д.). Оставшись, видимо, удовлетворенной моими ответами, она вежливо, но твердо задала главный вопрос: "Имеете ли при себе тысячу долларов?". В противном случае дальнейшие разговоры бессмысленны. Я столь же вежливо, но твердо ответил: "Показать?". Мне поверили и проводили на второй этаж.
Здесь оказался зал, напоминающий кафе: много столиков, за которыми уже сидели по три-четыре человека. Меня усадили за свободный столик и пригласили персонального "менеджера" для ведения презентации. Завязалась светская беседа ознакомительно-оценочного характера. Девушка была явно знакома с психологией и психоанализом. На этом этапе ее задача состояла в оценке и подтверждении моей платежеспособности, а также легкости, с которой я могу расстаться с деньгами. Она внимательно рассматривала часы у меня на руке, запонки на рубашке и т.д. (я приехал на деловые переговоры и все было на высшем уровне), следила за тем, как я пью предложенный мне чай, реагирую на упоминание о ценах в магазинах.
На втором этапе рассказа она сообщила, что ее цель - сделать мне самое заманчивое предложение: продать мне в рассрочку недвижимость в пятизвездочном гостиничном комплексе на острове Тенерифе на Канарах. Рассрочка предлагалась на год, а пользоваться проданной недвижимостью я могу всю оставшуюся жизнь (включая передачу по наследству). В доказательство надежности предложения были продемонстрированы ксерокопии различных сертификатов, в обилии развешанных по стенам "кафе", что призвано было свидетельствовать о давности работы фирмы на рынке, о недвижимости в районе Садового кольца...
Цена предполагаемой покупки не называлась, но некоторые нюансы были озвучены. Сама покупка включала только право жить в определенное время года в купленном апартаменте. За его ежегодное обслуживание (текущий ремонт и т.д.) необходимо было вносить плату $250-300, перелет самолетом, зафрахтованным фирмой, обходился $350 на человека (туда-обратно), питание по минимуму - на неделю $100 на человека. Суммировав все это, я обнаружил, что в довесок к "счастливому обладанию недвижимостью" я ежегодно буду расставаться минимум с тысячей долларов, если с женой поеду на недельку навестить свою недвижимость. Был в этом всем, правда, и завлекательный момент: если мои апартаменты мне осточертеют, за какие-то $100-150 в год можно обменять их на любое другое место отдыха по всему земному шару.
На следующем этапе "обработки" передо мной на стол положили несколько пухлых альбомов с видами на океан и на гостиничный комплекс, который напомнил скорее буржуйские типовые застройки, но никак не пятизвездочные апартаменты. Рассматривание альбома сопровождалось комментариями типа: "Точно в таком же номере сможете жить и вы". Этап рассматривания альбома закончился настойчивым предложением выбора приглянувшегося номера.
Где-то на середине агитации включили видео и все присутствующие воочию смогли увидеть курортные прелести и услышать восторженные откровения владельцев недвижимости. Все было очень красиво и очень хотелось в этот рай.
Дальше тон беседы пошел в ключе, будто согласие с моей стороны уже получено и остается лишь обсудить детали. Наташа даже заполнила что-то подобное анкете с указанием моих пожеланий по выбору номера.
Впрочем, психоаналитиком девушка была начинающим и мне удалось перейти к активной обороне. Я сам стал задавать вопросы, которые сбивали ее с основного русла "обработки" и в конце концов окончательно расстроили заготовленную систему убеждений. Не обошлось в ее ответах и без явных промахов, которые подсказали мне, с кем я имею дело.
Прежде всего мне удалось выяснить, что оборот фирмы по заманиванию "туристов" в месяц составляет $300-400 тыс., от чего фирма и ее работникии имеют премиальные. Презентации проводятся дважды в день, следовательно, минимум один россиянин ежедневно становится беднее (богаче) на энную сумму. Кроме того, фирма совершает вояжи по платежеспособным районам России (шахтерский север), где меняет свои бумаги на их баксы. Пожаловалась Наташа и на халявщиков, которые идут на презентацию только чтобы получить приз, вместо того, чтобы купить недвижимость.
Пришло время сказать, что по всей видимости я не приму сразу ее предложение, а подумаю и дам ответ в следующий раз. Тут же выяснилось, что это исключено, что шанс дается здесь и сейчас, а мое повтороное появление на фирме страхуется компьютерной базой девушки-регистратора. Кроме того, все скидки действуют только при первом появлении. Я тут же привел несколько способов, как можно организовать "первый" раз дважды и даже трижды (послать на презентацию жену - она у меня на девичьей фамилии). Наташа смутилась - "липа" с "первым" разом не прошла.
Задача подоспевшего на помощь Наташе финансового менеджера заключалась в демонстрации на цифрах всех экономических выгод возможного приобретения. Наконец-то была названа сумма платы за самый скромный однокомнатный номер с совмещенной кухней. Она оказалась равной цене однокомнатной квартиры в Минске (которой у меня, кстати, нет). Финансовый менеджер использовал несколько иной способ мозговой атаки - так называемые логические тупики. Подбор вопросов был сделан таким образом, чтобы я все время отвечал на них "ДА", а порядок построения беседы приводил меня к принятию предложения фирмы. В этом и заключался логический тупик - в начале беседы я говорил, что не могу принять это предложение, в конце - что согласен с ним. Противоречие самому себе вселяло уверенность и нервозность и вызывало стремление отвязаться от назойливых продавцов, даже ценой согласия. Проверенный прием, действующий на людей с неустойчивой психикой.
На заключительном этапе был опробован прием "толпы", уже описанный "БДГ" в репортаже из "Астрана". Неожиданно один из менеджеров встал и громко попросил присутствующих поприветствовать новых владельцев недвижимости за рубежом, которыми оказалась очень смущенная пожилая пара. Все дружно зааплодировали, а остальные менеджеры зашептали своим нерешительным клиентам: "Вот видите! Они оказались решительнее и дальновиднее вас".
Видимо, я произвел впечатление колеблющегося клиента и поэтому к финансовому менеджеру и Наташе подключился старший финансовый менеджер. Заключительный этап мозговой атаки проходил в режиме "трое против одного". Надо было выкручиваться. Я сказал, что вряд ли вся сумма первичного взноса найдется у меня с собой. Мне тут же предложили такси по Москве за счет фирмы. Тогда я признался, что меня смущает полная стоимость покупки. На это старший финансовый менеджер заметил, что только исключительно для меня готов снизить цену. На бумажке (чтобы не видели сидящие за соседними столами) он написал мне цифру, отличавшуюся от первоначальной минимум на 30%. Мне уже ничего не оставалось, как попросить показать образцы договоров (надеялся использовать свою юридическую грамотность и отказаться по причине недостатков составления бумаг). Договоров я так и не увидел, так как посмотреть на них можно было только тогда, когда заочно согласишься их подписать.
Пришло время сказать "нет" твердо. Все разом прекратилось. Менеджеры испарились, печальная Наташа пошла провожать меня к выходу. Я направился было к гардеробу, стараясь побыстрее убраться отсюда, но она остановила меня: "А приз?". Нажала на компьютере кнопку и он выдал: "Вы выиграли бесплатное путешествие на Канары". Наташа уточнила: "Бесплатно только проживание. Питание за свой счет. Перелет только нашим самолетом. Раз вы не стали нашим клиентом, стоимость перелета увеличивается в два раза. Заказ билетов за месяц". Мне стало все ясно. Халявы не получилось. Выход из затруднительного положения с необходимостью вручать призы найден гениальный.
А теперь мораль сей басни. Допускаю, что аналогичная система продажи недвижимости в мире существует. Однако описанные приемы, используемые фирмой по ее продаже, сами по себе просто-таки кричат о подвохе. Во-первых, всякий разумный человек понимает, что не надо почти силком уговаривать купить качественный товар за низкую цену. Кроме того, единственным гарантом купленных вами "прав" на недвижимсть за границей является их продавец. И если эта фирма исчезнет, каким образом вы будете отстаивать у правительства Испании своим права на недвижимость на Канарах?...
И еще один момент. Мой хороший знакомый, побывавший после описанного случая на Тенерифе, рассказывал, что на названном острове только три отеля имеют статус пятизвездочных и они не распродаются.
P.S. На память о произошедшем у героя материала остался сертификат на проживание на Канарах.