Тонкин и Аннам (Северный и Центральный Вьетнам)
В Хой Ан мы прилетели уже вдоволь погуляв по Лаосу и осмотрев туристические достопримечательности Ханоя. Честно говоря, Лаос и был основной целью поездки, а потом хотелось немного поплющиться на море и, раз уж оказалась в Центральном Вьетнаме, обязательно посмотреть на "затерянный" чамский город Ми Сон. 11 апреля 2008 наш самолет сел в аэропорту Дананга, где нас уже ждала девочка-гид и автомобиль, который с невероятной для Вьетнама скоростью (минут 20 всего ехали!) домчал нас до отеля в предместье Хой Аня.
Отель очень неплохой, я бы даже сказала - хороший. Если кто-то помнит архитектуру фантьетского "Свисс", то представление о стиле зданий и окружающего их сада получит полное. Только территория у "Палм Гарден" раз в 10 больше, да и обшарпанности никакой не наблюдается: в отеле все на уровне.
Сейф, мин-бар, фен, кондиционер, телевизор, набор для чая/кофе (что там еще требуется-то?) - в наличии, все работает исправно. На территории есть сувенирный магазинчик, спа-салон, тренажерка, теннисные корты и пара-тройка небольших ресторанчиков для любителей не вылезать из отеля вовсе. Мы почти ежедневно вылезали и шлепали в "цивилизацию". До местного убогонького "Бродвея" от отеля идти минут 10-15 медленным шагом, до самого Хой Аня лучше ехать на такси или на мотобайке (километра 3-4, наверное).
Сам город очень милый, спокойный. Если хотите зайти в историческую часть, то необходимо прямо на "Японском мосту" купить билет 70 000 донгов- и можно гулять по старинным кварталам. Билет позволяет так же посетить 4 достопримечательности из тех, что отмечены в билете (например, пагоду Чук Тхань или какой-нибудь старинный купеческий дом).
Ресторанчиков в этой местности меньше, чем можно было бы ожидать и они здорово проигрывают ресторанчикам Муй Не и Фантьета: вино дороже раза в два, а морепродукты мельче и выбор их ограничен. Сразу сознаюсь, рестораны их меня не впечатлили. Зато из отеля можно заказать экскурсию в Ми Сон, в Хюэ, в Мраморные горы, сплавать на т.н. Чамские острова (1,5 часа в одну сторону) - их видно с берега. Еще прошлой весной, отдыхая в Муй Не, я обратила внимание на странные, такие не вьетнамские постройки, отдаленно напоминавшие кхмерские храмовые сооружения. Одиночные башенки иногда попадались на глаза, но представления о загадочной культуре не давали, да и специальных экскурсий к ним не устраивали: так, посмотрите, и поехали дальше. Поэтому этой весной я целенаправленно двинула в Центральный Вьетнам, где открыт для посещения целый город. Покинутых городов сотни, а может быть, и тысячи, они рассыпаны по всему земному шару. Одни изучены подробно, а другие только предварительно обследованы и ждут, когда ими займутся ученые. Таков Ми Сон, спрятанный в джунглях город чамов.
Чамское царство - страна непроходимых джунглей. В Ми Соне сохранился (если можно так сказать) большой храмовый комплекс, состоящий из девяти храмов, и около шестидесяти меньших сооружений. Чамы были индуистами, и их храмовые комплексы посвящены Брахме, Вишну и Шиве. Ми Сон - посвящен Шиве. В индуистской мифологии Шива - один из верховных богов, входящих в божественную "тройку" (тримурти) вместе с Брахмой и Вишну. Самостоятельным божеством он стал в Индии довольно поздно, но истоки его культа очень древние, еще доарийские. Многие атрибуты Шивы присущи ведийскому Рудре. Судя по всему, один из эпитетов Рудры - "шива" (т.е. "благой, приносящий счастье") и стал основным именем этого божества, а его первоначальное собственное имя Рудра - "ревущий, гневный, кровавый", наоборот, превратилось в эпитет. Так бывает...
Шива - одно из универсальных воплощений космической энергии, регулирующей мировой порядок, он одновременно и созидает, и разрушает. Эта противоречивая, с точки зрения европейца, функция отражена в именующих его эпитетах-эвфемизмах: Кала (воплощение времени), Махадева (великий бог), Махешвара (великий господин), Угра (яростный), Бхава (все сущее)...
Представления о созидающей сути Шивы заключено в его основном символе - лингаме (линге) - фаллосе. Некоторое количество гигантских лингамов, покоящихся на йони, до сих пор сохранились на территории комплекса. Вообще-то, город впечатляет! Хотя последняя Вьетнамская война на Ми Соне отразилась не лучшим образом. Америкосы бомбили комплекс, т.к. в местных непроходимых джунглях базировался отряд вьетнамских партизан (неподалеку обнаружила большой и очень ухоженный воинский мемориал). Древние чамы тоже много и иногда весьма успешно воевали: в свое время они даже захватили кхмерское царство, о войне с Чампой повествуют некоторые барельефы на стенах современного Ангкора. Били они древних кхмеров неоднократно!
Немногочисленные теперь потомки древнего народа, т.н. "горные чамы" живут частично на территории современного Вьетнама, а частично на территории Камбоджи. Они говорят на своем языке (за что в Камбодже их при Пол Поте и Иенг Сари уничтожали пачками: незнание государственного языка приравнивалось к государственному преступлению!), некоторые из них стали мусульманами-суннитами, а некоторые продолжают поклоняться индуистским богам. К примеру, бывавшим в Нья Чанге, скорее всего, известен храм Бхагавати, воздвигнутый в честь супруги Шивы.
После душной жары (ни дуновения ветерка не чувствуется в непроходимых зарослях!) приятно посидеть в ресторанчике на берегу реки или просто поваляться на песке у моря... Температура воздуха в начале апреля примерно +30-32, температуру воды озвучить рискну весьма и весьма приблизительно: где-то +22-24. Но это даже и приятно, потому что вода, напоминающая собой теплый суп (+27), совсем не освежает. Солнце столь же злое, как и везде во Вьетнаме весной. Из-за постоянного ветерка (очень приятного, несущего свежесть с моря) и из-за туманного утра (один раз вообще чувствовала себя ежиком в тумане: вот, как есть, молоко!) обгореть можно здорово! Расслабляться-то не надо :):)