О гибели знаменитой летчицы споры не утихают до сих пор, и каждое предположение похоже на правду. Историк, археолог и телеведущий Джордж Гейтс в одном из выпусков своего шоу «Неизвестная Экспедиции» на развлекательном канале о путешествиях Travel Channel берется разгадать эту загадку.
Амелия Эрхарт пропала без вести 2 июля 1937 года на финальном этапе своего кругосветного полета. О гибели знаменитой летчицы споры не утихают до сих пор, и каждое предположение похоже на правду. Историк, археолог и телеведущий Джордж Гейтс в одном из выпусков своего шоу «Неизвестная Экспедиции» на развлекательном канале о путешествиях Travel Channel берется разгадать эту загадку.
Амелия Эрхарт - известная американская писательница и летчица. Ее с детства привлекали истории об открытиях и приключениях, хотя первый самолет, который увидела девочка в 10 лет, не произвел на нее особого эффекта. Но все изменилось, когда она совершила свой первый полет (пока еще в качестве пассажира) в 1920 году. Ошеломленная новыми ощущениями, она решила научиться управлять самолетом сама и спустя год начала брать уроки. Ее первым инструктором была одна из немногих в те годы женщин-летчиц - Анита Снук. Преподавательница сразу отметила спокойствие и уверенность Амелии в кабине пилота, но, впрочем, и некоторую ее склонность к авантюризму. Несколько раз Аните приходилось брать управление в свои руки, препятствуя попыткам ученицы при заходе на посадку пролететь под проводами линии электропередач.
Летом 1921 года Эрхарт приобрела небольшой ярко-жёлтый биплан «Киннер Эйрстер», который стал ее первым собственным самолетом. А уже в следующем году установила первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 4300 м - выше, чем кто-либо из женщин-пилотов. Интерес публики к авиации в те годы был огромен, и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с рискованными трюками и состязаниями в высшем пилотаже. Амелия любила удивлять публику и пользовалась невероятным успехом. Но ей все время хотелось раздвинуть границы, снова и снова испытать себя. И уже в 1928 году она стала первой женщиной, перелетевшей Атлантический океан, за что была награждена Крестом Летных Заслуг. Летчица написала несколько книг-бестселлеров о своих «подвигах» и сыграла важную роль в формировании организации для женщин-пилотов «Девяносто девять».
Амелия Экхард с мужем
Добившись мировой известности и признания, Амелия решила заняться личной жизнью. В 1931 году она вышла замуж. Ее избранником стал пресс-агент и деловой партнер Джордж Пунтам. И хотя злые языки утверждали, что брак заключен по расчету, друзья и родственники свидетельствовали об обратном. Вскоре Амелия начала преподавать в университете Пердью, стремясь привлечь в летную профессию как можно больше женщин. И на время даже как будто забыла о покорении неба. Но в 1936 году в благодарность за сотрудничество вуз преподнес ей ко дню рождения новейший двухмоторный моноплан «Локхид-Электра». Это был самолет, способный преодолевать самые большие расстояния. Теперь Амелия могла осуществить свою давнюю мечту - пролететь вокруг света. Эрхарт считала, что это будет ее последний рекордный полет, после которого она сможет продолжить инженерную работу в университете, родить нескольких детей и спокойно заняться семейными делами.
Кругосветный полет начался 17 марта 1937 года. Амелию сопровождали два штурмана. Разгоняясь для взлета с Гавайских островов на втором этапе маршрута, шасси не выдержали веса перегруженной топливом машины и подломились. Самолет проехался на брюхе по взлетной полосе, получив серьезные повреждения. Взрыва не произошло, экипаж остался в живых. Но близкие и друзья считали это дурным знаком и советовали летчице отказаться от идеи кругосветки. Она их, конечно, не послушала.
Эмилия отправила разобранный самолёт в Калифорнию для капитального ремонта. И спустя два месяца, 20 мая 1937 года, стартовала во второй раз. Теперь ее сопровождал только один штурман. К тому времени сменился погодный сезон и господствующие ветра, и Эрхарт изменила план полета: теперь она должна была лететь с запада на восток. За два месяца экипаж успешно преодолел 80% маршрута - через Атлантику, экваториальную Африку, Аравию, Индию и Юго-Восточную Азию. Некоторые из этапов перелета были официально зарегистрированы как мировые рекорды.
Локхид-Электра Амелии Экхард
В начале июля Амелия и сопровождающий ее штурман вылетели из небольшого городка в Новой Гвинее и направились к маленькому острову Хауленд в центральной части Тихого океана. Там они хотели дозаправиться и отдохнуть. Этот этап был наиболее длинным и опасным: разыскать крошечный кусочек суши после 18 часов пути было сложнейшей задачей. По распоряжению президента Рузвельта на острове была построена взлетно-посадочная полоса. Самолет Амелии ожидали официальные лица и пресса, а у побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска». Он поддерживал радиосвязь с пилотами и пускал дымовой сигнал в качестве ориентира. С корабля самолет слышали хорошо, но Эрхарт на вопросы не реагировала. Она сообщила, что находится в заданном районе, остров не видит, а бензина мало. Определить местонахождение машины Амелии не удавалось, так как она появлялась в эфире на очень короткое время. Последняя принятая от нее радиограмма была: «Мы на линии 157 - 337... Повторяю... Повторяю... мы движемся по линии». Судя по уровню сигнала, самолет должен был вот-вот показаться над островом, однако этого не произошло. Когда по расчетам топливо закончилось, ВМС США начали спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота! Множество кораблей, крупнейший в мире авианосец «Лексингтон», линкор «Колорадо», а также 66 самолетов в течение двух недель прочесывали квадратные мили водной поверхности. Было проверено множество необитаемых островов и рифов, но все напрасно. Через 14 дней руководство флота объявило Амелию Эрхарт пропавшей без вести. На этом история великолепной летчицы закончилась, и лишь спустя четверть века о ее судьбе заговорили вновь.
Остров Хауленд
В конце 1959 года в прессе появились сенсационные материалы о гибели летчицы. Журналисты утверждали, что экипаж Амелии Эрхарт следовал не по тому маршруту, о котором знал весь мир. На самом деле, пилоты выполняли специальное разведывательное задание. И вместо того, чтобы лететь прямо на Хауленд, направились к северу, через центр Каролинских островов. Задача, по-видимому, состояла в том, чтобы уточнить расположение японских аэродромов и кораблей. Япония в преддверии войны усиленно готовила посадочные площадки для самолетов и склады боеприпасов на тихоокеанских островках. Выполнив задание, Амелия вернулась на курс к Хауленду, но на полпути к цели самолет попал в тропический шторм и в результате потерял ориентацию. По расчетам катастрофа должна была произойти у побережья атолла Мили около Маршалловых островов. В 1960 году поиски обломков самолета начались заново. В гавани Сайпана были найдены куски обшивки... японского истребителя. В 1964 году там же обнаружили человеческие скелеты. Летчики? Антропологи ответили, что скелеты принадлежат микронезийцам. Были опрошены местные жители. Стало известно, что через двенадцать дней после исчезновения самолета японская рыболовная шхуна в этом районе нашла каких-то людей. Местные жители утверждали, что это были двое европейцев, которых увезли на остров Джалуит. Есть предположение, что в финале экипаж попал в штаб-квартиру японских вооруженных сил на Тихом океане. Более того, одному журналисту удалось найти жителя тех мест, утверждавшего, что он видел белых женщину и мужчину. Женщина умерла от болезни, а мужчина был обезглавлен. Два морских пехотинца дали интервью и рассказали, что в 1944 году они принимали участие в эксгумации трупов американских солдат и офицеров, погибших при штурме. Среди трупов были обнаружены мужчина и женщина в летных комбинезонах, но без знаков различия. Власти Америки и Японии никак не комментировали эту информацию. Война осталась позади, и нарушать хрупкое равновесие никому не хотелось. Однако до сих пор версия, что Амелия Эрхарт выполняла специальное задание, считается самой правдоподобной. В ее пользу свидетельствуют и другие факты. Так, в тот день летчица впервые вышла на связь только спустя 12 часов после взлета. Чем объяснить столь долгое молчание? Радиосвязь жизненно необходима в любом полете, чтобы при отклонении от курса вовремя его скорректировать. Возможно, Амелия попросту не хотела быть обнаруженной.
Еще один момент. Последний полет Амелии начался достаточно поздно, в 10 часов утра. Это не типично для авиации тех времен. Скорее всего, летчица планировала оказаться в районе Каролинских островов перед заходом солнца, когда из-за бокового освещения появляются маскирующие тени, необходимые для аэрофотосъемки японских объектов. Дальнейшая таинственность и отказ официальных лиц подтвердить или опровергнуть различные слухи и домыслы только подкрепляют это предположение.
Но есть еще одна версия гибели экипажа «Локхид-Электра». Международная группа по восстановлению исторических самолетов TIGHAR выяснила, что десятки радиопередач, предположительно от Эрхарт, поступали в течение следующих двух недель после того рокового июльского дня. Эксперты смоделировали характеристики радиоволн таких сообщений и определили, что они были отправлены с кораллового атолла Никумароро в Тихом океане. Можно предположить, что самолет Эмилии пытался сесть на острове, но в результате столкновения с коралловым рифом был подтвержден. Пилот и штурман оказались в полном одиночестве. Удары прибоя, в конце концов, разрушили самолет, полностью уничтожив все следы. Уже в наше время предпринимаются попытки исследовать дно вокруг острова и найти обломки, но пока обнаружить ничего не удалось.
О ТЕЛЕКАНАЛЕ TRAVEL CHANNEL
Travel Channel - это ведущий мировой телеканал о путешествиях, выходящий в эфир 24 часа в сутки на 23 языках для жителей более чем 130 стран в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Программы телеканала позволяют зрителю погрузиться в атмосферу путешествий по всему миру, будь то роскошные курорты, гастрономические туры, путешествия с рюкзаком или грандиозные поездки по самым удивительным уголкам планеты, а также заглянуть за кулисы туристического бизнеса. В 2014 году канал Travel Channel был удостоен звания «Лучшего специализированного телеканала Великобритании» по версии Freesat.