Африканский альбом. Часть 1.
Такие разные африканцы
Мы с моим другом Ренатом Вальтером проехали с юга на север, от ЮАР до Кении, двадцать две тысячи километров. Посетили Намибию, Ботсвану, Зимбабве, Замбию, Танзанию, Мозамбик... Заехали даже в Конго - бывший Заир, но вовремя встретили летчиков - наших соотечественников. Те, повертев пальцем у виска, назвали нас камикадзе и посоветовали поскорее уносить отсюда ноги, даже охрану предложили. В Конго сейчас война. Страна разделена на два лагеря - правительственный и партизанский. Так как мы въехали со стороны партизанского, у нас могли быть крупные неприятности с властями. Здесь даже слово "Заир" - и то нельзя произносить без опаски. А в остальном путешествие прошло спокойно. Хотя задуманный маршрут полностью не выполнен, я все равно доволен. Это одна из самых ярких моих поездок, и впечатлений хватит надолго.
Передвигались мы в основном на обыкновенных автобусах. Проехали на них примерно половину всего пути. Там, где автобусов не было, нанимали машины. Что я увидел в Африке? Потрясающей красоты природу и - по контрасту - невероятно тяжелую жизнь африканцев, занятых ежедневным изнурительным трудом. Особенно бедно живут в Мозамбике. Тем не менее я попытался показать Африку с хорошей стороны (разумеется, светлая грань есть у всего!), и мои снимки - тому доказательство.
На Черном континенте безумно тяжело фотографировать. Жители глухих деревушек отродясь не видели фотоаппаратов и с большим недоверием относятся к съемкам. Им кажется, что "страшная" техника может отобрать у них душу. Поэтому каждый раз мне приходилось хитрить: я давал кому-нибудь из детей в руки камеру и просил нажать на кнопку. Срабатывала вспышка - все приходили в восторг. Тогда я просил направить объектив на меня и щелкнуть. После этого сфотографировать остальных было уже делом техники.
Кстати, самые приветливые и дружелюбные люди - именно в деревнях и маленьких городках. Они проще, отзывчивей. А вот жители мегаполисов, как оказалось, испорчены цивилизацией. Горожане научились спекулировать на местной экзотике и назойливо предлагают иностранцам свои услуги в качестве гидов и проводников.
Представители некоторых "знаменитых" племен тоже не прочь подзаработать на своей популярности у белых исследователей африканской культуры. Танзанийские масаи, например, ходят разукрашенные по улочкам, охотно позируют перед камерой, а потом требуют денег. С подобными вымогателями мы расплачивались "мавродиками" - лет десять назад в нашей стране выпускали такие купоны. Масай, со всех сторон разглядывая и едва ли не обнюхивая диковинную бумажку, деловито осведомлялся о ее стоимости. Услышав, что купюра может заменить пять долларов, он отходил вполне довольный. Мы же спокойно следовали дальше. Совесть меня нисколько не мучила: считаю, что обмануть такого беззастенчивого стяжателя сам бог велел.
Гораздо приятнее фотографировать людей, занятых обычным крестьянским трудом. Например, в поселках зулусов я встречал немало добрых, бескорыстных людей, которые держались с необыкновенным достоинством.
Когда-то у зулусов была сильная государственность, и колонизаторы долго не могли покорить их. Объединить племена сумел знаменитый вождь Чака в начале XIX века. Благодаря его усилиям африканцы смогли дать отпор завоевателям, противопоставив огнестрельному оружию лишь луки да стрелы. Чака погиб в одном из сражений, но даже после его смерти в течение двадцати лет зулусы оставались непокоренными. Отголоском этих событий стала моя словесная стычка с одним американцем у водопада Виктория в Зимбабве.