Увлекательное путешествие на Валаам с элементами морского экстрима.
Уважаемый читатель! В этом небольшом рассказе я хочу поделиться впечатлениями о поездке на о.Валаам, который мы совершили в июне 2007 года во время нашего автопробега по Карелии. Как это всегда у нас бывает, в той поездке было много веселых и не очень приключений, описать которые мне просто не хватило времени. Поэтому я остановлюсь на самом колоритном эпизоде за всю нашу поездку.
После чрезвычайно интересного автопробега по маршруту Санкт-Петербург – Приозерск – Лахденпохья – Сортавала, мы очутились на центральной ( и единственной) пристани последнего в вышеприведенном списке населенного пункта, откуда стартуют суда на подводных крыльях на о. Валаам.Надо сказать, что сервис, рассчитанный на самостоятельных путешественников, в Карелии практически полностью отсутствует. Все, что есть, рассчитано на организованные группы, которые привозят сюда автобусами. Поэтому, когда мы попытались погрузиться на совершенно пустое судно на подводных крыльях, нам было отказано, ибо скоро должны подойти автобусы, и все места уже расписаны. Что делать ? Нас (самостоятельных) набралось на пристани 4 человека. Стоим – гадаем, что делать : то ли что-то искать, то ли ехать дальше. Неподалеку от нашей, рассуждающей о дальнейшее жизни, компании стоял колоритный мужичек в тельняшке и покуривал трубку. Так он стоял, наблюдал, молчал до тех пор, пока кто-то не обратил на него внимания и не задал главный вопрос : «Отец, как тут еще на Валаам попасть ?».
На что он выпустил клуб дыма и вальяжно так ответствовал : «На Валаам ? Это можно. У меня тут катер есть». И правда : на волнах рядом с «Кометой» качался на волнах катерок под названием «Стриж».
Удивительные все же эти местные. Я аналогичную картину наблюдал и в Приозерске, и в Лахтенпохье : увидев туристов, местные никогда не подходят и не предлагают свои услуги. Они стоят, мнутся, кашляют, хмыкают и ждут, пока кто-то их о чем-то не спросит. На Валаам можно было попасть и из Приозерска. Но «Комета» была не на ходу, а многочисленные празношатающиеся частнички так нам и не предложили ничего. Они слонялись вокруг машины, заглядывали внутрь и чего-то ждали. На вопрос «какая там дорога до Сортавалы» начали почему-то пугать, что-де там жуткое бездорожье и ехать туда лучше не надо. А потом они сожалеющими взглядами сопровождали наш отъезд в «нерекомендованную» сторону. Менталитет, однако.
Вернемся к «Стрижу». Хозяин сказал, что он отвезет нас всех туда и обратно, и попросил заплатить половину сейчас, а другую половину по прибытии обратно. Это было логично. Мы скинулись, вручили капитану необходимую сумму, поставили машины на платную стоянку и двинулись в путь.
На Валааме прибывающие суда встречает табличка «Швартовка и стоянка судов по благословению игумена»На острове довольно большое хозяйство. Как рассказали местные, в трудные годы перестройки часть населения ушла на материк, часть просто спилась. Развал продолжался до тех пор, пока не заработал вновь монастырь. С этого момента ситуация стала трудно, медленно меняться. Электричество на острове дают 2 новенькие дизельные электростанции. Они были куплены на пожертвования, однако, и здесь кто-то умудрился «заработать». Вместо хорошего оборудования поставили самое дешевое – турецкое. Оно выглядит так же, как и дорогое качественное, вот только ломается часто. И с этими станциями местные сильно намучались.
На пристани мы оплатили экскурсию и нас провели по основным достопримечательностям острова.
Незаметно прошел день и настала пора возвращаться. На пристани «Стриж» отсутствовал. Наша группа потолкалась в недоумении, начали звонить по мобильному нашему капитану. Не получилось : «аппарат абонента выключен».
Постепенно приходит осознание того, что мы в очередной раз «попали» и, возможно, придется где-то тут ночевать. 15 минут «обалделости» от внезапно возникшей нештатной ситуации сменились решимостью что-то делать. Здесь же к нам присоединилось еще 2 человека, которых «Стриж» должен был везти другим рейсом. Группа разделилась и все побежали в разные стороны искать среди местных желающих перевезти нас на материк. Как назло последняя «Комета» отправлялась через 10 минут, набитая до отказа тур группами, а немногочисленные катера, которые, очевидно, умудрились получить «благословение игумена», стояли пустые, без команды. Куда делись с них люди оставалось только гадать. Через полчаса бесплодных поисков группа вновь собралась на причале, рядом с катером под названием «Сергий».
Внезапно в недрах этого катера возникло шевеление, и вышел какой-то мужичок. Он подошел к нам и спросил, не мы ли пассажиры «Стрижа» ? Получив утвердительный ответ он поведал : «Стриж» потерял ход (поломался) посередине Ладожского Озера. Сейчас он дрейфует и ждет помощи с Большой Земли. Поэтому за нами он не прибудет. Но капитан Стрижа по рации связался с капитаном «Сергия» и попросил помочь : т.е. доставить нас на материк. Радости не было предела. Мы откупорили по бутылке пива и отметили скорое разрешение проблемной ситуации.
Затем последовала посадка, и «Сергий» отправился в долгую дорогу на Большую Землю.
Пока он шел по извилистому фарватеру между мелких островков, я устроился на корме и стал фотографировать. Было очень красиво, я увлекся съемкой.
Внезапно тяжелая рука легла мне на плечо, моментально спустив с небес на грешную Землю. Я обернулся и увидел капитана «Сергия». Тот был настолько пьян, что едва стоял на ногах.
«Слышь……» - заикаясь промолвил морской волк – «Там в рубке, за штурвалом, один из ваших…. А мне всё по*х и я пошел на*х »
Далее он повернулся и, как-то неестественно покачиваясь направился в ту сторону, где в катере располагалась каюта.
Происходящее вступило в такой сильный диссонанс с впечатлениями от святого места и красотой окружающего пространства, что я в течении нескольких минут пребывал в состоянии ступора. А потом отправился в рубку, удостовериться, что все в порядке…. Или не в порядке. Картина, которую я увидел, могла привести в трепет любого : за штурвалом стоял один из нашей группы. Он был тоже основательно пьян (правда, немного меньше, чем капитан). В руке он держал бутылку пива. По рубке в такт качке перекатывалось еще несколько пустых бутылок. Турист вращал штурвал туда-сюда, напевая себе под нос «по морям – по волнам». Катер шел по фарватеру по замысловатой кривой, немного напоминающей синусоиду. Безопасная дорога между камней была обозначена буйками и, когда турист проворонил один из них, откуда-то из темноты на штурвал легла чья-то рука и выровняла траекторию. «Уф…. Все-таки там есть кто-то вменяемый» - промелькнула мысль. Я пригляделся и увидел в темноте молодого матроса, который на катере обычно выполнял функции механика. Этот парень был трезвым, но не мог ослушаться команды капитана, который сказал, перед тем как уйти со сцены: «Моему новому другу – рулить».
После того как катер покинул опасный фарватер и вышел на бескрайний простор Ладожского Озера, турист потерял интерес к штурвалу и пошел к капитану пьянствовать дальше.
Далее последовало минут 40 спокойного плавания, которые были прерваны сиреной нашего катера и чьим-то ответом на эту сирену издали. Вся наша группа вышла на нос посмотреть. На волнах, на расстоянии примерно 300 метров от нашего катера покачивался на волнах «Стриж». Я заметил на корме знакомого матроса (того, что трезвый), который готовил трос для буксировки. Внутри у меня как-то немного похолодело, когда я задал себе вопрос «кто же за рулем?».
Турист ? Нет! «За рулем» теперь стоял наш капитан. Он держался на ногах только потому, что цепкой морской хваткой, тренированной, вероятно не одним серьезным штормом, вцепился в штурвальное колесо. «Сергий» на полном ходу явно шел на таран. Хозяин «Стрижа» размахивал руками и что-то вопил по рации. Наш капитан что-то ему отвечал, но что – разобрать было невозможно.
Несколько минут томительного ожидания и «Сергий», заложив лихой вираж, и обдав капитана «Стрижа» волной, подлетел к нему бортом, слегка при этом наподдав.
Трезвый матрос отточенным движением перекинул трос ругающемуся на чем свет стоит капитану «Стрижа» и через несколько минут «Сергий» продолжил движение со «Стрижом» на буксире.
Некоторое время внешне ничего не происходило. Но это только так казалось. А на самом деле каптитан «Сергия» вел с капитаном «Стрижа» долгий и весьма захватывающий диалог по рации, который стал достоянием наших ушей только после того, как эмоции хлынули через край. Наш пьяный капитан вдруг выскочил из рубки, встал на корму скоего корабля аки морской бог и зычным голосом с 24-этажными оборотами начал объяснять коллеге, что тот некомпетентен не только в своей профессиональной деятельности, но, так же вообще по жизни и в особенности с противоположным полом, точно так же, как все его предки до н-го колена.
Коллега в долгу тоже не оставался. Он, перекрывая рокот дизеля и шум волны, плел словесные кружева не хуже оппонента. Обмен мнениями двух морских волков друг о друге закончился внезапно и радикально : наш пьяный капитан выудил откуда-то огромный нож и начал им пилить буксировочный трос. На громкие вопросы коллеги по теме «какого х***** ты делаешь», он отвечал только продолжением основной темы . Т.е. о предках. Через несколько секунд со словами «да пошел ты %%%%%%» Капитан «Сергия» уронил обрезок троса в Ладогу и «Стриж» беспомощно закачался на волнах, лишенный хода и надежды.
«Сергий» нарезал пару кругов, обдавая ругающегося капитана «Стрижа» брызгами и отправился дальше, в сторону материка.
Цирк закончился, эмоции улеглись, туристы решили, что все, приключений больше не будет. И спокойное плавание продолжалось минут 15. Потом капитан, уже несколько протрезвевший, но все еще основательно «под мухой» вышел к своим пассажирам и объявил, что его все достало и он возвращается на Валаам.
«А как же мы ?» - офигели в очередной раз пассажиры.
«На другой пересядете» - ответствовал морской волк, после чего он исчез в рубке.
Интересное кино ! Мы бы пересели и с удовольствием, но где ж тут взять альтернативу ? Ответ появился еще через 15 минут. Это был катер такого же типа как «Сергий».
Он пришел с материка, и команда на нем была трезвая как стеклышко. О! Вот оно, счастье ! Пересадка с катера на катер прошла быстро и без сбоев.
После чего капитан «Сергия» пожелал всем доброго пути и счастья в дальнейшей жизни и отбыл в направлении острова.
А наш «Бывалый» отыскал на просторах Ладоги «Стрижа», взял его на буксир и пошел на материк. Ну, кажется, все. Наша увлекательная поездка близится к концу. Мы уже преодолели 2/3 пути и осталась сущая мелочь. Именно так думали утомленные впечатлениями пассажиры, как вдруг изо всех щелей и отверстий в палубе и надстройках «Бывалого» повалил густой белый пар и катер застопорил ход.
10 минут томительного ожидания и наблюдения как экипаж бегает туда-сюда и таскает какие-то шланги и насосы. Пар перестал валить, шланги закрепили, насосы подключили. Затарахтел дизель и «Бывалый» продолжил путь. Все вздохнули с облегчением. Минуло еще 15 минут. Хлопок ! Пар со всех сторон повалил еще гуще, экипаж забегал еще быстрее. Потом все остановилось так же резко, как и началось. Пар рассеялся и перед нами предстал капитан «Бывалого». Он объяснил, что у дизеля полетела помпа. Причем так основательно, что восстановить ход корабля в полевых условиях не представляется возможным. А посему мы ложимся в дрейф до прихода помощи с Большой Земли.
Мозговой штурм, который устроили капитаны «Стрижа» и «Бывалого» на тему как из двух неисправных катеров сделать один исправный, не принесли никаких плодов : слишком разные моторы на этих кораблях.
Между тем смеркалось. С севера подул холодный бриз. Водная гладь подернулась рябью и, не смотря на лето, стало довольно холодно. Тишина, плеск волн, завывание ветра, бескрайние просторы Ладоги. Закат позолотил небо и раскрасил в фантастические цвета небольшие необитаемые островки в отдалении. Мы почувствовали себя маленькими и беззащитными пленниками этой красивой безмолвной вечности, раскинувшейся во все стороны, и равнодушно взирающей на терпящих бедствие туристов.
Через некоторое время вышел капитан и сказал, что ему удалось связаться с Большой Землей и нам на помощь движется сразу 2 судна. А пока суть да дело, он открывает для пассажиров судовую заначку и приглашает всех разделить трапезу.
Заначка состояла из огромного чана с пельменями, гигантской бутыли самогонки, неприкосновенного запаса свежих огурцов и двух буханок черного хлеба.
Это было сделано вовремя и здорово подняло настроение. Кроме того, в неприкосновенном запасе «Бывалого» нашлись теплые бушлаты, которые тоже были розданы туристам. После 3-го стакана и 2 порции горячих пельменей мы уже были согласны на зимовку.
Конец нашего приключения приближался. Минут через 40 появилась моторная лодка на подводных крыльях и приняла на борт первую партию пассажиров «Бывалого».
Затем пришел буксир и дотащил «Бывалого» со «Стрижом» до Большой Земли.
Так закончилось наше путешествие на Валаам.
Впереди предстоял путь в 1500 километров по дорогам Карелии. Но это уже другая история.
Фото "И снова в путь!"