Итоги и уроки высокого туристического сезона 2016 года корреспондент TURIZM’а обсудил с членом Общественной палаты РФ, председателем Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Еленой Суторминой.
Итоги и уроки высокого туристического сезона 2016 года корреспондент TURIZM'а обсудил с председателем Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом, первым заместителем председателя правления Международного общественного фонда «Российский фонд мира» Еленой Суторминой.
- Каждый участник туристического рынка имеет свое видение прошедшего летнего сезона, исходя из результатов, которые удалось достичь. А на что вы обратили внимание, Елена Васильевна?
- Во-первых, мы можем говорить об увеличении въездного турпотока на 30-40%. Больше всего иностранцев прибывает из Китая, чему очень способствует программа группового безвизового обмена. Во-вторых, все больше россиян путешествуют внутри страны. А самыми популярными остаются курорты Краснодарского края. У нас в Общественной палате с конца апреля начала работать «горячая линия» по вопросам туризма. За 4 месяца мы получили около 800 обращений. Из них 40% касалась деятельности туроператоров, реализующих внутренний турпродукт.
- Чем были недовольны туристы? Никаких громких скандалов этим летом на рынке вроде бы не было...
- Суть большинства жалоб сводилась к тому, что ожидания от отдыха на российских курортах оказались завышенными. Продукт новый, и турагенты, по всей вероятности, не очень хорошо успели изучить отельную базу, инфраструктуру. Благодаря «Горячей линии» мы получили обратную связь.
- Но не вина же агентов в том, что море грязное и пробки на дорогах...
- Соглашусь. И системы коммуникаций, и дороги, и энергоснабжение российских курортных городов, - все это хозяйство не новое и, конечно, не рассчитано на то количество гостей, которые прибыли этим летом. А в некоторых случаях требуются экстренные меры. Так, в Анапе необходимо срочно реконструировать большинство очистных сооружений. То же самое касается Крыма. Системы аэрации во всех зонах отдыха, кроме Фороса, требуют немедленной и комплексной модернизации. И мы как общественная организация делаем все, чтобы компетентные органы включили правильные «рычаги».
- Кстати, в Крыму этим летом тоже работала «горячая линия». Звонить можно было по любому поводу вплоть до выбора объекта размещения. А какие вопросы находятся в вашей компетенции?
- На нашу «горячую линию» можно звонить по любым вопросам, касающимся туризма. Всем, чем сможем, мы поможем. Я сама лично просматриваю каждое обращение. И, в зависимости от темы, направляю запрос в соответствующие организации - Ростуризм, Роспотребнадзор, а иногда и в прокуратуру. Недобросовестные участники рынка, к сожалению, еще встречаются.
- Сейчас активно обсуждается введение курортного сбора. Зачем это нужно и что в итоге получится?
- На самом деле, идея хорошая, если правильно ее реализовать. Такой сбор существует в курортных регионах по всему миру. Когда приезжают туристы, нагрузка на коммунальные службы возрастает. А в местных бюджетах денег, как всегда, не хватает. Другое дело, что пока еще многое неясно. Какие объекты размещения получат право взимать курортный сбор? Куда эти средства будут перечисляться? На что расходоваться? Правительству дано поручение проработать все эти вопросы и представить готовый законопроект. Уже определено, что цена будет фиксированная, вне зависимости от продолжительности отдыха. На совещании с Президентом озвучивались суммы в 50-100 рублей с человека. И регионы, где курортный сбор ввести можно уже со следующего года: Алтайский край, Кавказские Минеральные воды, Краснодарский край. Что же касается Крыма, то, на мой взгляд, это преждевременно. Регион и без того получает достаточную финансовую поддержку из центра.
- Многие эксперты объясняют успех внутреннего туризма в этом году отсутствием пакетных предложений по Турции и Египту...
- Да, это действительно сыграло свою роль. И в следующем году конкуренция будет жёстче. Уже открылась Турция. Рано или поздно начнутся полеты в Египет. И в этой связи российским курортам придется соответствовать... Прошли те времена, когда наши граждане, будучи невыездными за границу, выбирали только между Крымом, Сочи и Абхазией. Поэтому нам сейчас не за количеством туристов следует гнаться, а за безопасностью и качеством отдыха: размещения, питания, обслуживания. Россияне уже знают каким может быть сервис, и сколько это должно стоить.
- У каждого туриста - свои критерии цены и качества...
- Да нет, на самом деле, все хотят получить достойные условия отдыха по приемлемым ценам. Но не только! Важны еще впечатления, яркие эмоции, новый опыт, то есть экскурсионная база. Причем, выстроенная таким образом, чтобы добраться до достопримечательностей можно было легко и дешево. Надо сказать, что некоторые российские регионы уже «отвечают» этим требованиям. Даже в малых городах появились качественные и недорогие гостиницы, создаются интереснейшие экскурсионные программы. А сколько сейчас проводится событийных мероприятий - фестивалей, концертов, выставок! Возрождаются народные промыслы, бывшие на грани полного забвения. Например, торжокское золотное шитье. Вы бы видели, какие потрясающе красивые вещи они делают: броши, пояса, шкатулки, косметички, сумочки, футляры для очков. А ведь в 90-е годы мы едва не потеряли это старинное ремесло.
- Тогда чего же не хватает, чтобы россияне больше путешествовали по своей стране?
- Мы многих этих вещей просто не знаем. Не хватает продвижения. Очень мало репортажей в новостях, промо-роликов, анонсов на телевидении и в интернете об новых возможностях отдыха в России. Почти нет наружной рекламы. А ведь это самые эффективные каналы продвижения, которыми активно пользуются туристические представительства иностранных государств. Кстати, Ростуризм сейчас проводит конкурс по разработке туристического бренда страны. А кто об этом знает?!
- Отдельная тема, которая этим летом получила новое звучание, - детский отдых. С одной стороны, количество детских лагерей растет, а с другой - далеко не все из них способны обеспечить безопасность...
- Да, действительно общее число программ детского отдыха за последние три года выросло почти вдвое. Сектор развивается очень активно. В условиях появившейся конкуренции мы видим даже снижение стоимости путевок. Но это, увы, происходит за счет уменьшения длительности пребывания детей в лагере, сокращения штата, за счет экономии на содержании инфраструктуры. Мы в Общественной палате предлагаем изменить подход к организации детского отдыха. Необходимо больше вовлекать в эту сферу профессионалов - психологов, коррекционных педагогов, педагогов дополнительного образования. Сейчас вожатыми зачастую работают студенты, не имеющие ни личного, ни профессионального опыта. Очень важно разработать единый стандарт образовательных программ и требований к условиям их реализации. И самое главное, - необходимо развивать механизмы, обеспечивающие безопасность каждого ребенка. Как физическую, так и психологическую. Начать нужно с сертификации организаций, предоставляющих услуги детского отдыха.
- Елена Васильевна, а вы сами путешествовать любите?
- О, я много езжу. Как по России, так и по миру. Ялта, Амур, Красноярск, Благовещенск, Новосибирск, Европа, Австралия, Америка, Лаос... Хочу заметить, что каждая страна, регион, город обладает своей неповторимой атмосферой, колоритом. Достаточно поднять голову, открыть глаза, и вы удивитесь новым краскам.
- У вас, наверняка, есть самое-самое любимое место на земле для отдыха.
- Конечно. Я очень люблю Балтийское море. И уже несколько лет подряд отдыхаю в Светлогорске. Тут все для меня - сосны, воздух, свежесть, свобода, кафе, рестораны, магазины. Каждый раз мечтаю туда вернуться. Проблемы, к сожалению, тоже имеются. После шторма уровень воды в море понимается, и от пляжа остается лишь узкая песчаная полоска, которой явно недостаточно для всех отдыхающих. Хотя, в том же регионе находится пляж в поселке Янтарный, единственный в России, обладающий Голубым флагом за чистоту и экологичность. Причем, с широкой береговой линией. А отелей рядом нет. Вот такие парадоксы! Но я уверена, что ситуация изменится. Ведь все вокруг развивается... Я вообще по жизни оптимист.
- В нашей жизни оптимизма часто не хватает. Поделитесь рецептом, где его искать?
- Чаще путешествуйте. Туристы - это такие особенные люди... Энергичные, неравнодушные. Они стремятся к новым свершениям, ищут новые маршруты и всегда идут вперед. Я желаю, чтобы ваши поездки удавались, и вы никогда не чувствовали себя разочарованными. А главное, по возвращению делитесь своими фотографиями, рассказами, впечатлениями. Тем позитивом, ради которого стоит отправляться в путь, к новым горизонтам.
Справка TURIZM.RU
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА СУТОРМИНА
- Окончила Московский государственный историко-архивный институт
- С сентября 2012 года является членом Координационного совета при Президенте России по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
- Член Общественной палаты РФ, российского Лаосского общества
- С 2003 года избрана заместителем председателя Правления Российского фонда мира
- Награждена высшей наградой Российского фонда мира Золотой медалью «За миротворческую и благотворительную деятельность», юбилейной медалью Общества солидарности и сотрудничества стран Азии и Африки, наградным знаком Ассоциации Друзей Франции, Дипломом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев
- В 2013 году получила благодарность от Президента России Владимира Путина