Крымские СМИ предупреждают: россияне могут потерять свои деньги, бронируя гостиницы самостоятельно на фальшивых сайтах. Корреспондент TURIZM.RU попыталась приобрести номер в одном из отелей полуострова, и выяснила, как запросто можно стать жертвой аферистов.
Крымские СМИ предупреждают: россияне могут потерять свои деньги, бронируя гостиницы самостоятельно на фальшивых сайтах. Корреспондент TURIZM.RU попыталась приобрести номер в одном из отелей полуострова, и выяснила, как запросто можно стать жертвой аферистов.
На прошлой неделе TURIZM.RU писал о тысяче наших соотечественников, ставшими жертвами мошенников, продававших размещение в пансионате «Мюссера» на якобы официальном сайте. Во вторник, 9 июня, тревожные сигналы пришли из Крыма. Местные СМИ выяснили, что у сайтов гостиниц появилось множество клонов с украинским доменом. Сотрудники таких сайтов собирают с туристов предоплату за номера, а затем пропадают. Так ли это на самом деле?
Лично я никогда не была в Крыму, поэтому совершенно не в курсе, какие отели хорошие, а какие не очень. Как и большинство россиян, которые до нынешнего года в сторону российских, а, тем более, крымских курортов даже не смотрели. На запрос «гостиницы Крыма» поисковые системы выдают целую кучу ресурсов с отзывами. Выбирать по ним гостиницу сложно. Цены почти нигде не указаны, отзывов совсем мало. И как тут составить объективное мнение? На одном из отельных поисков нахожу то, что, по крайней мере, по картинкам выглядит хорошо. Гостиница «Бон Мезон», расположена в Алуште. Милый и симпатичный отель, море - рядом, автобусная остановка тоже недалеко. Как и многие мои соотечественники, я хочу сэкономить, и считаю, что покупать без посредников выгоднее.
Ищу официальный сайт отеля. Поисковики за запрос «официальный сайт» выдают их целых три штуки. Первый hotel-bonmezon.ru Выглядит очень прилично. Описание, номера, сервис - вся необходимая туристам информация имеется. В разделе «Контакты» указан адрес гостиницы и какой-то мобильный телефон с крымским кодом. Звоню:
- Отель Бон Мезон?
Пауза. Затем бодрый мужской голос сообщает:
- Э, нет. Это мы в прошлом году Бон Мезон продавали. В этом году у нас гостиница «Лазурная».
Теперь мой черед впасть в ступор.
- А как же сайт? Отель Бон Мезон?
- Ну, сайт остался с прошлого года. Мы ж центр бронирования. В этом году продаем «Лазурную». Поедете? Море рядом, номера отличные, сервис - на высшем уровне.
Далее меня просвещают: чтобы забронировать гостиницу - надо внести предоплату, всего 20%, разве это много? А если предоплату не внесете, то вас не поселят. Гостинице нужны гарантии, что вы приедете. То есть 20% следует перечислить на счет неведомого мне центра бронирования, а все остальное я уже доплачиваю в гостинице.
В ходе беседы с продавцом ищу в интернете «Лазурную». И нахожу! Но сайт очень подозрительно напоминает «бонмезоновский». При этом предлагается шикарная скидка - 25% на номера люкс. Заманчиво.
- А не обманете? - спрашиваю. - А то слухи разные про Крым ходят...
- Ну что вы! Это же Крым! Вас тут никто не обманет!
На том и расстались.
Следующий сайт: bonmezon.com.ua выглядел еще лучше: большая галерея фотографий, а главное - форма для быстрого бронирования. Ресурс запросто можно было принять за официальный сайт, хотя как «официальный» он себя не позиционирует. Открываем «Контакты», и тут начинается самое интересное. Адрес гостиницы - Алушта, но контактный телефон - московский. Звоню.
- Отель Бон Мезон?
- Да.
- А почему номер московский?
Пауза. Выясняется, что это отдел бронирования гостиницы, линия - московская, а офис находится в Белгороде. Я продолжаю задавать вопросы, и девушка Виктория сдается. Она представляет систему бронирования, называется она Bukit.com.ua На сайте компании два телефона - один московский, второй - украинский. Пытаюсь выйти на руководителя сервиса. Удивительно, но получается. Анна Ищук сообщает, что бояться украинского доменного имени не стоит, и, если я сделаю заявку, при необходимости она готова отправить мне лично свидетельство о регистрации компании, договор с отелем и любые другие документы. Это, конечно, радует, но как я, даже будучи журналистом, проверю их подлинность! В общем, сомнения у меня остались.
Третий портал bonmezon.ru внушил мне наибольшее доверие. Но ведь и первые два казались абсолютно нормальными. По телефонам администратора дозвониться не удалось: коды доступа указаны еще украинские. По телефону для бронирования мне ответили.
- Забронировать? Да, пожалуйста.
- А вы гостиница?
- Гостиница.
- А сайт официальный?
- Официальный.
Очень хотелось мне поверить приятному женскому голосу. Но лучше все же сначала проверить. В реестре юридических лиц Алушты, который к счастью, выложен в открытом доступе, я нашла официальные телефоны «Бон Мезона». Если уж не верить государству, то кому тогда?!
В гостинице мне рассказали, что только последний сайт, который я посетила, и есть официальный. У отеля есть своя служба бронирования, сотрудники которой работают с туристами напрямую. Услугами туроператоров они не пользуются - номера и так расходятся как горячие пирожки. Так, стандартных комнат до конца лета уже нет, остались только полулюксы и люксы, и, чтобы их заполучить, стоит поспешить. Для бронирования обязательно внесение предоплаты в размере 20%. Кстати, полулюкс на двоих на неделю в конце июня стоит 31360 рублей, из них 6891 рубль придется оплатить заранее. Цены почему-то привязаны к евро, и если курс завтра изменится, цены соответственно тоже.
Для того, чтобы выйти на руководство гостиницы, мне понадобилось почти полдня!
А если бы я была настоящим туристом и действительно собиралась в Крым? Ведь сдалась бы почти сразу! Первый сайт, именовавшийся официальным, я приняла бы за чистую монету и, конечно же, отправила деньги. И скорее всего, их потеряла. Хотя нет у меня доказательств, что это мошенники, мой отпуск вполне мог быть полностью разрушен. Уфф! Представляю свое состояние, когда, отстояв многокилометровую очередь на Керченской переправе и добравшись все-таки до Алушты, я бы выяснила, что брони моей в отеле нет!
- Когда вы самостоятельно организуете поездку, риски, с этим связанные, тоже берете на себя, - говорит генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. - Если вы хотите рисков избежать, обращайтесь к профессионалам, то есть, к туроператорам. Перед тем, как предложить отель нашим туристам, мы выезжаем на место и общаемся с руководством. Такую практику мы, кстати, ввели после того, как сами 12 лет назад стали жертвами мошенников. Одна дама назвалась директором гостиницы и предложила нам сотрудничество. У нее были на руках все документы, и мы заключили договор. Когда наши туристы прибыли, их заселить отказались, так как та дама к отелю никакого отношения не имела, а документы были поддельными.
Чтобы избежать обмана, Сергей Ромашкин рекомендует не просто оставлять заявки на сайтах, а звонить по указанным телефонам и задавать как можно больше вопросов. Для начала, было бы вообще неплохо выяснить, а существует ли та или иная гостиница на самом деле. Особенно если речь идет о новом отеле.
- Интересуйтесь всем: когда гостиница построена, сколько идти до моря, как работает ресепшн, когда производится уборка, - советует руководитель «Дельфина». - Если отеля нет, на другом конце провода после каждого вопроса будет сначала пауза, а потом уже ответ. Поймать мошенников вы сможете на противоречиях. Сложнее выявить обманщиков, если объект размещения все же существует. Советую не бронировать отели с предоплатой. В Крыму еще остались отели, не требующие оплаты вперед, надо только хорошо поискать. Следует обращать внимание на цены. Если все операторы продают отель по одной цене, а какая-то одна компания со скидкой в 20-30% - это сразу должно насторожить.
Поговорив с другими экспертами туристического рынка России, стало понятно, что в этом году, во-первых, действительно стоит доверить организацию отдыха профессионалам. Мошенники всегда появляются там, где есть ажиотажный спрос. К тому же Интернет - вообще удобная площадка для разного рода афер. А во-вторых, не следует вестись на «специальные» предложения и большие скидки. Кроме того, как заметил президент компании «Роза ветров» Сергей Зенкин, в этим летом в Крым лучше всего отправляться на самолете, так как работа Керченской переправы до сих пор не отлажена, и риск застрять в порту на несколько часов, а то и дней очень велик.
Пожалуй, я воспользуюсь советами профессионалов. Если соберусь-таки в этом году в Крым.
Светлана Тучкова