Норвегия - путешествуем на авто и пароме, июль 2007. Часть 2
День четвертый. Андалснес - городок маленький, интересен тем, что от него начинается знаменитая дорога троллей Тролльштиген, страшно извилистая, но необыкновенно живописная. Планируя наше путешествие, мы собирались в обязательном порядке проехать по ней, но… наши планы изменил туман - утром все окрестные горы и виды с них утопали в густом сливочном мареве.
Что делать, едем в Олесунн дорогой вдоль побережья. По пути останавливаемся в городках Тресфьорд
и Скодье, посмотреть на первый норвежский фьорд на нашем пути.
В Олесунне первым делом посещаем этнографический музей, где пытаемся увидеть обещанные лодки викингов. В этнографическом музее под открытым небом - Музее Суннмёре, расположенном в 4 километрах к востоку от Олесунна - сохранено приблизительно 50 исторических зданий региона. Здесь можно увидеть лодки викингов, крестьянские наряды, хозяйственные постройки, модели деревенских домов и церквей. Подстава, все лодки гораздо старше, чем в моем представлении должны быть лодки викингов - 17-19 век вместо 9-13. Остальную экспозицию не смотрим, она аналогична Лиллехаммеру. Далее наша задача - попасть на смотровую площадку на горе Аксла. Пришлось постараться, так уклон горы, на которую мы взбирались, составлял около 70 градусов, а путь пролегал по маленьким извилистым улочкам. Навигатор нас отправляет на этот подъем, а кажется, что там из-за ограниченной видимости только маленький въезд на придомовую парковку. Наконец, с помощью "какой-то матери" мы попадаем на площадку. Вид на Олесунн - поразительный.
Особый городской пейзаж Олесунна (неоклассические и неоготические каменные здания с рельефами, башенками и гербами) сложился в результате трагедии. В ночь на 23 января 1904 года город был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром (как и в других городах Норвегии дома Олесунна все были деревянными). Восстановлением города занимался архитектор, сторонник стиля "ар нуво", популярного в то время в Европе. Частично финансировал восстановление города германский кайзер Вильгельм II, любивший отдыхать в окрестностях города. Таким образом, большинство зданий города были построены между 1904 и 1907 годами, а башенки, шпили и другие интересные архитектурные детали сделали город одним из самых своеобразных городов Норвегии и популярным туристическим объектом. Административно Олесунн входит в фюльке Мере-ог-Румсдал и находится на семи островах: Hessa, Asp?y, N?rv?ya, Oksn?y, Ellings?y, Humla и T?rla. Центр города стоит на островах Asp?y и N?rv?y, а на Hessa и Oksn?y построены жилые районы. Остров Elings?y (второй по площади) доступен только по морю или по дороге через город Скодье (Skodje), где в 1987 году был построен подводный туннель.
Небольшая прогулка пешком по центру города совмещается с поиском ночлега.
Ценник в центральных гостиницах нас не радует, но в одном из них на стойке мы берем рекламку хостела, который содержат поляки, кстати, говорящие по-русски. Здесь мы и останавливаемся.
День пятый. На этот день по нашему плану - первая паромная экскурсия - Гейрангерфьорд.
Географическое отступление - Фьорд (норв. fjord) - узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.
Чаще всего фьорды имеют тектоническое происхождение и возникли при резком и внезапном изменении направления движения тектонических плит со встречного на противоположное. В результате этого, на краях плит, уже сжатых предварительным встречным движением, образуются многочисленные трещины и разломы, которые заполняются морской водой. В этом случае фьорд может иметь значительную глубину, до 800 метров. В ряде случаев возникновение фьордов является результатом обработки ледниками (в эпоху четвертичного оледенения) речных долин и тектонических впадин с последующим затоплением их водой. Норвегия - царство фьордов, троллей и рыбаков. Фантастически красивые ландшафты. Это надо обязательно увидеть хотя бы раз в жизни. Это словами выразить трудно. Человек в Норвегии живет в тесной связи с природой, и не портит ее, а только придает особый норвежский колорит своими буро-красными жилищами.
Чтобы попасть на паром, идущий по Гейрангерфьорду, мы добираемся до городка Вальдаль (Valldal), который знаменит своими клубничными плантациями, да, да!
Лирическое отступление - клубника в Норвегии очень-очень вкусна! Я большой любитель этой ягоды, так вот, норвежская клубника у меня на втором месте после алматинской. Если попадаете на ее сезон, не сомневайтесь, покупайте и наслаждайтесь! Покупка ягод - это отдельная песня. Если вы, проезжая по какой-нибудь дороге, видите табличку с надписью "клубника" и столик, на котором выставлены контейнеры с ягодкой - это для нас, любимых! Берете контейнер, денежку складываете в коробочку, которая стоит рядом, если нужно, отсчитываете сдачу. Наивность норвежцев в этом просто поражает русо туриста. Мне все хотелось только одного - чтобы по норвежским дорогам не ездили любители русской халявы и этот обычай сохранился как можно дольше! цена литрового контейнера в 2007 году была 25 крон, что на наши деньги приблизительно 130 рублей за 800 грамм.
Путешествие от Вальдаля до деревушки Гейрангер на пароме занимает два часа пятнадцать минут.
Во время поездки по радиосвязи на нескольких языках (на русском тоже) ваше внимание обратят на достопримечательности, мимо которых вы будете проплывать, карту путешествия также выдадут на память. Поездка по Гейрангерфьорду - последняя треть пути. Величественно - вот то слово, которым хочется описать красоту этого ландшафта! Безумно красиво, но очень холодно на открытой палубе - идет моросящий дождь. Периодически греемся кофе (муж за рулем, я из солидарности). И фотографируем, фотографируем. Водопады с обеих сторон фьорда, изумительное зрелище, фотография не передает всей красоты, так отсутствует звук падающей воды. Необыкновенный цвет воды во фьорде, результат таяния ледников. Все в совокупности производит колоссальное впечатление от живописных пейзажей.
Съезжаем с парома - мы в деревушке Гейрангер. Фьорд здесь настолько глубок, что вместе с нашим небольшим паромом пришвартован океанский лайнер. Население деревни всего 300 человек, а за лето это место посещает около полумиллиона туристов.
В Гейрангере мы встречаем семью москвичей, которые возвращаются в Россию, свой отпуск они провели на Норд-Кап (самой северной точке Европы), где вовсю насладились солнечным теплом и белыми ночами. Это были единственные соотечественники, встреченные нами за две недели. Они, в отличие от нас, спустились по Тролльштиген. Я очень боялась подъема по Тролльштиген в туман.
Вместе мы отправляемся к Лому, по живописной горной дороге. Так вот, после спуска с перевала, москвичи сказали, что Трольштиген - детская дорога по сравнению с той, по которой мы только что проехали. После этого я почти перестала бояться горных дорог, только периодически просила сбавить скорость на поворотах и спусках. Километров пятнадцать не доезжая до Лома, прямо на шоссе мы видим указатель "Ночлег", сворачиваем к фермерскому дому и на сегодняшнюю ночь мы становимся владельцами маленького двухэтажного домика на ферме. В домике очень трогательный микс из старинной и современной мебели, часть бревен и балок рачительный хозяин также использовал от более старой постройки. Но при всем при том современное оснащение как в финских коттеджах - холодильник, посудомойка и т.д.
В Ломе мы устраиваем фотосессию для ставкирки 12 века (1158 г.р.). Она знаменита своей деревянной резьбой и росписью. До свиданья, москвичи, вам домой, а мы едем дальше.
Продолжение следует