Северная треть Италии. Путешествие экспромт.
Путешествовать надо не спеша. В разумных временных границах, конечно. Туры типа "Вся Европа за 12 дней" представляются мне издевательством над здравым смыслом. Я сознательно ограничил себя верхней третью Италии, оставив Рим на отдельное путешествие, так же как и Юг.
Сознательно размещаю фотографии не самых популярных туристских объектов. То, что популярно и на слуху, легко найти в Интернете и не только.
Прибытие и возвращение – Миланский аэропорт. Четкого плана нет. Задача максимум – спуститься до Тосканы, захватив по дороге максимальное количество впечатлений. Разумеется , время - деньги, так что маршрут должен быть «кольцеобразным». В нашем случае он имел форму восьмерки. Путешествую с женой и с младшим сыном.
Стандартное начало, прибытие в Мальпенсу, машина «Рено Меган» взята напрокат, и - в путь. Первая остановка после миланского аэтопорта – озеро Ларго Маджоре. Место остановки выбирается напротив островов Борромео, главной достопримечательности этого озера. Тормозим у гостиниц, интересуемся ценами. В одной нас прельщает не только цена, но и обещание бесплатного ужина. Останавливаемся. На катере плывем на острова Борромео. Разрекламированный путеводителями старинный дворец запущен до невозможности и на удивление не зрелищен. Зато сады прекрасны. Особенно скульптурные композиции.
Обещанный ужин поначалу кажется фикцией, подают маленькие тарелочки с рыбной закуской. Мы посмеиваемся над собственной наивностью и вспоминаем, что нам говорили об умении итальянцев обманывать. Но… нам приносят тарелки побольше. И когда мы поели и собираемся уходить, выясняется, что «веселье только началось». Нам приносят тарелки сантиметров сорок в диаметре с горами еды. Какая досада, что невозможно наесться впрок на все путешествие!
Проехали через знаменитый Бергама. Пока обсуждали, стоит ли в нем остановиться – проехали. Следующая остановка – озеро Комо. Притормозили в одноименном городе. полюбовались окрестностями. Готовясь к поездке. читал, что озеро Комо самое красивое из тройки северных озер Италии. Но как-то не впечатлились мы и решили менять обстановку кардинально. Нужна была какая-то аттракция, чтобы впечатлило сразу. И рванули мы в Венецию.
Везде читал, что в Венецию нельзя проехать на машине. И что же мы видим? Паром. В Венецию. Покупай билеты, загружайся, переправляйся. Мы так и сделали. В результате попали в единственную часть Венеции, где машины разрешены – остров Лидо. Сняли гостиницу. В «знаменитую «часть Венеции плавали на кораблике, купили проездной билет. Исходили Венецию ВСЮ.
Из прекрасной, но уж очень жаркой и душной Венеции – на Север, в прохладу Доломитовых Альп. Проехали их насквозь с ночевкой в небольшой деревеньке Араба. По дороге – любование горами, лесом, небольшими высокогорными озерцами. Пейзажи изумительные. По публикуемым впечатлениям об итальянских пейзажах принято хвалить пейзажи Тосканы. по моему глубокому убеждению с альпийскими пейзажами не сравнится ничего.
От альпийского холода (на перевалах машинный термометр показывал 2 – 3 градуса) спускаемся в жаркие объятия итальянского лета.
Озеро Лаго ди Гарда. В городке Гарда находим гостиницу достаточно дешевую и достаточно удобно расположенную (чтобы не заблудиться по дороге к ней) и превращаем ее в нашу временную «базу». Первый день – выезд в Верону. Большинство туристов зациклено на поисках дома Джульетты (нашли и мы) и забывает про очень мощный древнеримский амфитеатр. Не Колизей, но здорово смотрится.
На площади рядом с амфитеатром – гигантские фигуры гладиаторов. Современные. Кич, конечно, но с фантазией и впечатляет. Мне напомнило персонажей из детского сериала "Пауэр-рейнджерс".
Второй день. На конце узкого полуострова вдающегося в озеро Гарда находится городок Сирмионе, сам по себе туристический аттракцион. Одна из достопримечательностей - развалины виллы Катулла. Судя по величине развалин вилла представляла из себя неслабый дворец. Мне стало любопытно, и вернувшись, я проконсультировался со знакомым специалистом по Древнему Риму насчет финансов Катулла. Неужели труд античных поэтов так хорошо оплачивалсся? Или он был из богатой семьи? Оказалось, что богатым он не был, скорее наоборот. Приходим к выводу, что жилье в Древнем Риме стоило дешево.
Третий день - посещение парка водных аттракционов "Гардаленд". Очень многое оформлено в стиле фэнтези. Жена и сын отводят душу на аттракционах. Я любуюсь своеобразными дендроскульптурами.
После отдыха на берегу озера – бросок вниз по карте, направление к центру страны. Остановка в Болонье. За несколько часов осмотрены достопримечательности. Очень нестандартный фонтан на центральной площади: вода течет из женской груди.
Из Болоньи – в Сан-Марино. Это, конечно, не Италия. Настолько, что на кукольной независимости развернута мощная индустрия туризма. Но что у сан-маринцев не отнимешь – так это умение работать по металлу. Продается великое множество металлических поделок.
Из Сан-Марино во Флоренцию. Вот это город!!! С первых же минут понял, что сюда надо вернуться еще раз (а если повезет – не раз) и надолго. Возрождение где угодно не начинается.
Собор Дуомо потрясает красотой. Облицован мрамором четырех цветов: белым, серым, розовым и светло-зеленым. Фрески, лепка... А размах!
Рядом с Флоренцией – Пиза. Башня, самая удачная ошибка в истории человечества, оправдывает ожидания. Рядом с башней - незаслуженно замалчиваемый собор с изумительно красивым внутренним убранством.
По архитектуре видно, что амбиции у пизанцев были еще те. Город, о котором сейчас помнят только благодаря башне, в старину имел очень высокий рейтинг среди других итальянских городов-государств. Строили пизанцы не захолустье, а столицу. Попадаются очень красивые здания. Уже на выезде из Пизы случайно наткнулись на маленькую церковь потрясающей красоты.
Кстати, в Пизе – первая в Италии серьезная попытка обмана. В гостинице просят плату вперед. Получили – дают ключ. И все! Я прошу квитанцию. Мне с возмещением: «Ты думаешь, мы тебя обманем?» Отвечаю, что ничего не думаю, но квитанцию получу во что бы то ни стало. Получил, проверил, что нормальная. Назавтра утром. Ворота закрыты (не выехать), вчерашнего работника нет, никто ничего не знает про то, что я уже заплатил. И по-английски уже не говорят! Потрясая квитанцией как атомной бомбой , вырвался.
Рядышком есть небольшой городок Лукка. Каюсь, узнал о нем только в Пизе, листая путеводитель. Это один из самых приятных сюрпризов итальянского путешествия. Судя по всему, в какой-то период лукканцы помешались. Каждый квартал мечтал затмить соседей, построив великолепный собор. Денег на мрамор четырех цветов, конечно, не было, но архитекторы очень старались. Тот, кто не хотел строить соборы, возводил что-нибудь оригинальное, типа башни с висячими садами.
Продолжаем возвращаться на север. Остановка в Парме. На мой взгляд, она перехвалена путеводителями. Следом - Павия. Тоже хороший город, как и Парма. С трудом нашел фотогеничный собор.
Зато благодаря монастырю Чертоза ди Павия по дороге от Павии к Милану я простил себе остановку в Павии. Красиво, восхитительно, потрясающе! Можно поискать в словаре еще несколько синонимов, все будут кстати. По-моему, в монастыре нам удалось увидеть даже больше, чем обычным туристам. Дело было в воскресенье, около 10 утра. Из туристов только мы и… автобус с немецкой группой, которая явно по договоренности. По врожденной деликатности машину мы припарковали далеко, так что приняли нас за членов группы. И впустили вместе с остальными. Внутренний дворик монастыря тоже великолепен, а про церковь даже слов не подобрать.
И последняя остановка перед отлётом – Милан. Знаменитый собор был в вечных строительных лесах. Даже не сфотографировать. Зато двери заслужили фотографии. Прекрасная работа по металлу. Полюбовались замком Сфорца. Говорят, эту башню взял за образец архитектор Кремля. можно подумать на эту тему. А вообще, Милану как-то очень подошло бы быть столицей. Очень он на столицу выглядит.
Вот такую восьмерку наколесили мы по северной трети италии. Главная ошибка, как мне кажется, 2 дня потерянные в городах Парма и Павия. Эти 2 дня можно было бы провести в Альпах. Как-то чувствовалось, что по горам мы «не догуляли».
P.S. Какая-то недоработка в устройстве сайта. Для сохранения тербует выбрать курорт. Какой курорт протяженностью несколько тысяч км? Выбрал Гарду, хоть это и враньё.