Rambler's Top100
Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Регистрация с помощью:
или
Зарегистрироваться
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить
Заказ обратного звонка
Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон для связи.
Ваше имя
Телефон (в межд.формате, например: +7 499 1234567)
Укажите город приобретения тура
Отправить
Израиль

Израиль

Живой музей в Эйн-Кареме

Этот рассказ написан довольно давно... 6 лет назад... в "День Квартала"-хэппенинг-реконструкции истории квартала. Многое с тех пор изменилось, ко многому привыкли... постарели и поистерлись мы сами... только наша земля осталась той же... и древние оливы и кипарисы ловят по-прежнему своими ветвями звон колоколов и блики маковок эйн-каремовских церквей и звуки шофара (ритуального рога) из синагог в нынешнем месяце элуле... и так будет, если веришь, что будет так.

===========================

Трудно найти во временах суток что-либо более прекрасное чем вечер, особенно если ты живешь в стране, где день отвешивает тебе оплеухи своими солнечными лапами, прогоняя с раскаленных улиц в спасительную прохладу жилища. Ну, а если этот вечер приходит к тебе в Иерусалиме, медленно сползая с его холмов и обволакивая тебя предчувствием покоя и прохлады... Ну, а если мы, к тому же, не просто в Иерусалиме, если встретились с ним в одном из самых прекрасных кварталов города, нет - не в Старом Городе, о нем написано много, а в квартале Эйн Керем... И все это происходит 6 июня, и в этот день квартал закрыт для движения машин и весь отдан людям... Вот именно об этом я и хотел бы рассказать.... Однако, начнём издалека.

Эйн Карем - это оживая сказка, спрятанная в небольшой долине в западной части нашего Вечного города, одно из немногих мест, где еще можно ощутить ту особую атмосферу прошлого, плавно переходящего в настоящее, тот домашний уют "старого доброго времени", в котором во дворах булькали на керосинках огромные медные тазы с розовым или абрикосовым вареньем, а на исходе субботы на улицах танцевали под мандолину.

Как и всё в Иерусалиме, Эйн Керем знавал много в своей долгой жизни. Арабская деревня Алькарм, взятая молодежным отрядом "Гадны" "Ионатан" в боях Войны за Независимость в июле 1948 г. (кстати, ее жители составляют сейчас часть населения Дахейше возле Бейт-Лехема), была в древности, естественно, в ее еврейском обличии, одним из городов - спутников столицы еще во времена нашествия вавилонян в начале 6 в. до н.э. Пророк Ирмияху взывал к его жителям зажечь "сигнальный костер" на башне, чтобы предупредить иерусалимскую округу о приближении врага. Христианская традиция в Евангелии от Луки упоминает город как место знаменитого "Сретения" - встречи двух будущих матерей - Марии и Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. После изгнания евреев римлянами Эйн Керем, ставший чисто христианским центром при византийцах, а затем прошедший частичную мусульманизацию, долго ждал своих истинных хозяев. И вот они (а значит и мы!) пришли: кто-то слез с пыльных грузовиков, привезших сюда олим в нач. 50-х гг., кто-то с рейсового автобуса в 2002 г. Автор этих строк и его друзья принадлежали к последним, проделав предварительно неближний путь от холмов Шомрона к холмам Иерусалима.

Начало пятого. Изумительный тихий, прохладный вечер с легким ветерком и запахами сосен, смешанными с ароматами жарящихся лепешек, букетом запахов пряностей и тенями, бегущими по меняющему свой цвет иерусалимскому камню старых арабских домов, монастырских стен и шпилей колоколен. Все это мы вдыхали, впитывали, во все это вслушивались носом, глазами, ушами, кожей в Эйн-Кереме - живой сказке и в обычные дни, а в этот вечер - сказке, выплеснувшейся наружу, на улицы, дворики, парки и превратившей их в многоцветный левантийский ковер, в который были вотканы эпохи Первого и Втрого Храма, средние века, британский мандат - все вплоть до 50-х годов... В интереснейшем хэппиненге участвовали более чем 300 "артистов" в костюмах, масса переодетых жителей, торговцы в цветастых хламидах на многочисленных лотках, живописные фольклорные оркестры, исполнительницы "танца живота" у дома шейха Абу-Салама, консерваторские парни в жилетках и цилиндрах и почти "тургеневские" девушки в кринолинах и шляпках с перьями играющие Телемана и Вивальди на арфах, флейтах, гобоях и скрипках в последних лучах солнца в нишах улицы "монастырского квартала" и дворике, утопающего в розах французского монастыря Сестер Сиона. Все это называлось - "Живой музей в Эйн Карем".

Мы часто произносим фразу: "История живет среди нас". Но, обычно, она спрятана в камне и строках книг, в рассказах о ней степенных лекторов или бойких экскурсоводов. Помочь ей стать зримой, ощущаемой нами - это непростая, но, как оказалось, выполнимая задача.

Вот уже несколько лет муниципалитет Иерусалима организует такие "дни" в разных районах города. В прошлом году история выплеснулась на улочки "квартала Монтефиоре" в действе "От Моше (Монтефиоре) до Моше (Даяна)". Временные рамки нынешнего "музея" были значительно шире - от Первого Храма до алии 50-х, да и палитра культур и традиций различных общин представленные в нем тоже давали гораздо большие возможности для создания подлинно многоцветного панно.

В декорациях не было большой нужды - сам квартал заменял их в полной мере. На входе в квартал с балкона надрывались активисты Хаганы, еврейского подполья,требуя немедленного изгнания английских оккупантов, девушка райкомовского вида старательно выводила под аккордеон что-то очень патриотическое, в стиле "Синего платочка", старая монашка уговаривала компанию репатриантов - "олим" (марроканцев, поляков, русских...) взять с нее пример, слезть, наконец с сохнутовского грузовика и вместе строить новую жизнь в зеленом Эйн Кереме, где, слава Богу, нет и в помине такой гадости, как иерусалимская канализация (это - реальная история 1949 года!). Рядом гуляла напропалую шумная йеменская свадьба, плясали женщины с корзинами цветов на головах и жениху омывали ноги розовой водой. Минарет и крыша мечети над источником стали местом на котором вольготно расположился римский патруль, бестактно мешавший, время от времени, как и полагается грубым сынам Лация, беседам Елизаветы, рассказывавшей о безобразиях, творимых захватчиками в ее родном Эйн Кереме и о своем бегстве в горы, с Марией, жаловавшейся на то, что ее Иегошуа слишком шаловлив и совсем отбился от рук, в общем "тяжелый ребенок".

Небольшое кафе рядом как нельзя лучше приютило под виноградными лозами на его веранде вальяжных офицеров Его Величества, кокетничавших с очаровательными английскими путешественницами, одна из которых, строя глазки, читала отрывки из своей книги о этом районе. Оттеняя картину в беседу включились зашедшие на кружечку доброго пива пара заблудившихся во временных лабиринтах смутьянов времен Бар Кохбы в запыленных за тысячелетний путь сандалях и полосатых туниках. Поднявшись на второй этаж кафе можно было окунуться в атмосферу "ночного клуба для избранных" эпохи Ирода, вместе с оным монархом полюбоваться на древний вариант стриптиза - танец Иродиады, при котором с ее лица и головы последовательно сбрасывались семь нежнейших шалей.

Не дождавшись ожидаемого главного блюда на этом пиру, заказанного Иродом-злодеем торта "усекновенной главы Иоанна Предтечи" (за коей было послано, но вот официанты в древности были не на высоте... так и не принесли, оставив зрителей в хорошо дозированном кадре фильма ужасов), мы вышли на улицу и пройдя сотню метров оказались в низинке, наполненной дурманящими запахами хаваджа и заатара в мешках под тентом, вздохами двух осликов и верблюда, и обволакивавшими как-то изнутри звуками пастушеской свирели и бубна в руках одетых в белые хламиды парня и девушки, вплетавших свои мелодии в ткань вечернего воздуха и солнечных лучей, вышивавших тенями склоны ущелья. Поодаль звучали барабаны - бородатый еврейский "гуру" с длинными пейсами вел за собой в сложный ритм усевшихся вокруг него детей, превращая своими руками какофонию их ударов по звонкой барабанной коже в причудливые, тревожащие и успокаивающие одновременно волны звука, перекатывавшегося в легких порывах ветерка. По тропинке брела странная процессия, напоминавшая не то нестеровское полотно "Русь уходящая", не то сценку из жизни лагеря хиппи 70 -х годов. Когда в ее хвосте послышались вопли "Цезарь, Цезарь", пробуждавшие в памяти знаменитое "Шайбу, Шайбу" - картина прояснилась. Оказалось, что это - очередное изгнание евреев Эйн Керема, не то Титом, не то Адрианом (конвоиры сами путались в вопросе имени главы Империи - ничего удивительного, небось набраны сами-то из провинциальной деревенщины!). Подождав некоторое время можно было увидеть поворот истории вспять.

Довольные тем, что и в галуте (изгнании) успели купить мороженое, изгнанницы снова сгрудились у дворца римского наместника. Смутьян с повязкой на голове высказывал явно экстремистские мысли о необходимости решать судьбу народа своими руками и бороться за истинно еврейское государство без всяких там римлян и иных инородцев. Не будь он одет в цветной хитон вместо джинсовой рубашки и вязаной кипы, и произнеси все это здесь же назавтра, по окончанию праздника, - в утренней газете мы прочитали бы об "очередной вылазке ультраправых элементов из еврейского подполья", а камеры полицейской станции на "Миграш Руси", а может и подвалы более серьезной организации, гостеприимно пригласили бы нового постояльца. Лысый прокуратор внимательно выслушал правду-матку, однако итог диспута был легко предсказуем - тогда, как и сейчас, "компетентные органы" были на высоте. Древняя юриспруденция была быстра и лаконична - казнь агитатора не заставила себя долго ждать. Львов из зоопарка не завезли, рубить кипарисы на крест - дело долгое, поэтому обошлись римским мечом...

Окончание истории - изгнание мы уже видели. Устав от идеологии мы двинулись в сторону французского монастыря "сестер Сиона" (самый симпатичный из орденов, видимых мною), в ожидании обещанных концертов классики в закатных лучах. Правда, "окно в Европу" нам загородили чашечками бедуинского кофе с аппетитными восточными сладостями, приправленными ароматным дымком многочисленных наргиле, и уже упомянутыми выше извивами животиков знойных красавиц. Воздав должное и этим искушениям плоти и выслушав вдохновенный рассказ местного шейха о высоком посетителе его дома - генерале Гордоне (том самом, жертве тогдашнего исламского экстремизма, убитом в Судане в конце 19 в. махдистами, гостившем здесь в середине века), мы все-таки поднялись на склон ведущий к монастырской дороге. Преодолев последнюю "идеологическую ступеньку" во дворе местного музея Танаха, в котором пророк Ирмиягу (Иеремия) продавал поле в Анатот, невзирая на то, что оно было оккупировано вавилонянами (всего за 7 шекелей - вот времена-то были!), а правитель области времен Эзры и Нехемии вел в тени шатра беседу об ассимиляции с пижоном в пиджаке и при галстуке, мы вошли в тишину, тишину, которую создавало не отсутствие звуков, а именно их присутствие. Здесь, среди зелени деревьев и ажурных решеток кладбища звуки заставляли замирать и элегантных старушек-американок и "мачо" с волосатой грудью и золотыми цепями на ней, и пожилых йеменок в "гаргушах" (это такая йеменская женская шапочка, вроде чепчика) на голове и звенящих монисто. Мелодия поднималась с ветром, спускалась с удлиняющимися тенями... В конце дороги - открытые ворота монастыря, где среди роз сидела арфистка в длинном белом платье и выпускала в полет из своей арфы чарующие звуки "Зеленых рукавов". А вокруг нее, на зеленой траве, - все увеличивающийся круг завороженных слушателей.

Последние лучи погасли, смолкла музыка. Нас ждал еще чудесный концерт Офира Калефа - уроженца Эйн-Керема, показавшего удивительный такт и вкус в подборе репертуара и его аранжировке. Песни на стихи Бялика сменялись йеменскими напевами, Эуд Манор соседствовал с средневековым Шабази. Не было никаких синтезаторов - две гитары, ударные и два гонга у самого певца наполняли ночь настоящим искусством. Песни перемежались блестящими рассказами Офера о его детстве в старом Эйн Кереме, каждая из песен посвящалась кому-нибудь из старожилов квартала, за именем которого стояла судьба, история... Ощущение единства нашего прошлого и настоящего, единства всех евреев страны пронизывало всех собравшихся. Погасли огни, кончилась сказка....

В полночь мы вернулись домой, в Кдумим. Заряд, полученный за вечер был таким мощным, что моя маленькая Мирьям еще пыталась бить в купленную ей "тарбуку" по дороге, и заснула только перед домом. ....

Дома нас встретила моя семнадцатилетняя дочь Алия с заплаканными глазами. Как раз в то время когда мы развлекались, арабы убили ее знакомого мальчика, Эреза Ронда, ученика 12 класса, с которым, в большой кампании, они ездили в прошлом году на Киннерет на несколько дней. Его застрелили на дороге, по которой я все время езжу в Иерусалим, когда он ехал "тремпом" из поселка Эли домой, в Офру. Знакомство - не близкое, но моя дочь его хорошо помнит, она виделась с ним несколько раз на встречах ее молодежного движения...

В ткань истории только что прошедшей перед нами, был вплетен еще один стежок. Не он первый, и, боюсь, не последний... Но звучавшая в ушах музыка говорила: все это уже было, все это мы уже перенесли, хотя и в других одеждах, все это мы еще перенесем... Надо просто помнить и верить в то, что все мы - звенья одной цепи, соединяющей прошлое с будущим.

(вариант рассказа был опубликован мною, в свое время) в газете "Вести" в Израиле и сетевом журнале "Хроники Иерусалима". Фото сделаны А. Энтовой)

Михаэль Эзер,
Туры в Израиль по выгодным ценам
Выгодные цены по акции Раннее Бронирование!
Горящие туры, покупка в кредит, скидки
Более 100 офисов продаж по всей России
Наш сайт - www.1001tur.ru  +7 (495) 725-1001
В начало страницы
Нам важно, кто Вы
Спасибо! Теперь Вы мужчина!
Спасибо! Теперь Вы женщина!
Пожалуйста, проверьте правильность указания даты Вашего рождения
Сохранить
Спасибо! Данные сохранены.
×
  • Мертвое Море, Isrotel Ganim 4*, дата вылета: 26.08.2019, 3 ночи, 52 862 руб.
  • Иерусалим, Victoria Hotel 3*, дата вылета: 26.08.2019, 3 ночи, 52 419 руб.
  • Мертвое Море, Oasis Dead Sea 4*, дата вылета: 26.08.2019, 3 ночи, 51 031 руб.
  • Мертвое Море, Oasis Dead Sea 4*, дата вылета: 26.08.2019, 3 ночи, 51 431 руб.
  • Мертвое Море, Ein Gedi Resort 4*, дата вылета: 26.08.2019, 3 ночи, 51 031 руб.
Подобрать тур в Израиль
Подобрать тур
Вы получите лучшие горящие туры!
Сэкономите до 30% стоимости тура
Мы гарантируем самые низкие цены!
Заявка на подбор тура в отель
Заявка на подбор тура
Заполните все поля заявки на подбор тура
Страна, курорт
Дата начала тура
Ваше имя
Ваш город
Ваш телефон
*Услуга подбора тура абсолютно бесплатна!
Спасибо. Ваша заявка принята!
Произошла ошибка, попробуйте повторить свой запрос позже
Вы не можете отправлять более одной заявки в сутки
Очень быстро подобрали тур и перезвонили - уже через неделю отдыхала! Отель оказался даже лучше, чем я планировала за эти деньги! Всем советую!
Оля Cидорова, г. Москва
Отправка заявки ни к чему Вас не обязывает. После получения заявки менеджеры подберут для вас лучшие предложения. Услуга абсолютно бесплатна.