По данным статистики, ежегодно в России общественный транспорт перевозит более 10 миллиардов пассажиров, - примерно по 30 миллионов в сутки. И эта цифра растет. В нашей стране появилась специальная организация, призванная защищать права пассажиров, и сегодня в гостях у TURIZM'а - руководитель Союза пассажиров России, член наблюдательного совета при Минтрансе РФ, заместитель председателя совета потребителей РЖД и член общественного совета при столичном департаменте транспорта Кирилл Янков.
- Кирилл Вадимович, интересы пассажиров находится в компетенции самых разных ведомств и обществ: Роспотребнадзор, транспортная милиция и так далее. Зачем нужен еще и «Союз пассажиров»?
- У названных вами организаций - достаточно широкий профиль. И пассажиры - это только малая часть из перечня задач, ими решаемыми. Нашей же идеей было создание общественного объединения, которое сконцентрирует все свои усилия на том, чтобы транспорт развивался и функционировал для пассажиров. И, как выяснилось, экспертов в этой области до нас не было.
- Итак, давайте конкретно. Кто, по вашему определению, является пассажиром?
- Это все, кто пользуется общественным транспортом - летает самолетами, ездит на поездах, бороздит реки и океаны на пароходах и круизных лайнерах, и даже те, кто перемещается по городу на автобусах, троллейбусах, трамваях, метро. Подобные организации действуют во всем миру. Причем, все они появились не так давно. Например, старейший Союз пассажиров, который находится в Берлине, образован в 1997 году, европейская организация - в 2002-ом, а мы - в 2012 году. Именно к началу XXI века общественный транспорт достиг достаточно высокого уровня развития, и без учета мнения пассажиров вектор его дальнейшего развития размыт.
- Какими же вопросами вам приходится заниматься?
- К нам чаще обращаются с проблемами: задержки авиарейсов, неудобные маршруты автобусов, опасные переходы через железнодорожные пути, деятельность контроллеров, - всего не перечислишь... Перед новогодними праздниками, к примеру, мы встречались с главой московского метрополитена, обсуждали как можно улучшить навигацию на станциях. Все наши предложения приняты и в ближайшее время, я надеюсь, будут реализовываться.
- Неужели кто-то пожаловался?
- Ну, мы ведь тоже пассажиры. И очевидные вещи замечаем. Если говорить о понятности стрелок, указателей, информационных табло, то в других странах это реализовано куда лучше, чем в Москве. И это надо признать. А так как наша столица с каждым годом принимает все больше туристов, в том числе и иностранцев, не владеющих русским, то проблема назрела и требовала решения. Даже в Санкт-Петербурге в метро ориентироваться проще. При том, что город за счет захода круизных судов сейчас лидирует по объему въездного туристического потока. Кстати, еще один вопрос, требующий ответа, - быть или не быть рекламе в московском метро. В феврале мы обсудим его с Дмитрием Пеговым.
- Проблемы с городским транспортом существуют не только в Москве.
- Да, в регионах их не меньше. И решать сложнее, потому что мы здесь, а они - в сотнях километрах. Тем не менее, нам это удается. Вот сейчас, например, вместе с властями Костромы разрабатываем новую систему городского общественного транспорта. А недавно к нам обратились жители Ростова-на-Дону. Кто-то решил, что рейсовый автобус больше не будет заезжать к аэропорту, хотя объективных причин для этого не было. Итог - городская администрация вместе с ГАИ уже занимаются этим вопросом.
- В последнее время в прессе активно обсуждаются проблемы, связанные с авиаперевозкой. От задержек и отмен рейсов до последствий «лоукостинга». Может ли Союз пассажиров повлиять на решение этих вопросов?
- А мы и влияем. Активно общаемся с руководством, направляем официальные письма, претензии, а если не помогает, то даже судимся. Одна из обязанностей Союза - юридическая помощь и поддержка пассажиров. Мы проводим экспертизу по каждому случаю, и, если права действительно нарушены, а перевозчик не оказывает никакого содействия, тогда доводим дело до суда и, надо сказать, выигрываем процессы.
- Возможно ли изменить ситуацию, когда сотни пассажиров с билетами на руках не могут вылететь, потому что авиакомпания отменяет один рейс за другим по причине якобы метеоусловий?
- Сложный вопрос. В данном случае очень трудно придраться к авиакомпании. У перевозчика есть возможность при ухудшении метеоусловий отменять рейсы, и ничего ему за это не будет. Сейчас компенсация за задержку вылета невелика - всего 25 рублей в час. Другое дело - не за горами присоединение России к Монреальской конвенции. Это должно произойти до 2020 года. Тогда в случае задержки рейса авиакомпания обязана будет компенсировать каждому пассажиру до 6 000 долларов США.
- А вы как считаете, российские правила перевозки от 2007 года уже пора пересмотреть? Многие говорят, что они якобы устарели...
- Проблема не столько в правилах, сколько в их соблюдении и интерпретации. Пассажиру бесплатно разрешается провезти до 10 кг багажа. Но желая заработать, одни авиакомпании требуют перевозить их в салоне, а если хотите в багаже, то платите отдельно. Другие - наоборот: сдавайте свою «десятку» в багаж, а с собой даже маленький рюкзак не взять.
- Но это же лоукостер. Из-за низких цен приходится мириться с некоторыми неудобствами...
- Такое отношение к пассажирам вовсе не характерная черта всех лоукостеров. В современных условиях грань между регулярным перевозчиком и так называемым дискаунтером уже почти стерлась. И низкие цены - это не признак отсутствия сервиса.
- Многим ведь сервис и не нужен. Лишь бы долететь, и чем дешевле, тем лучше. И перелет, например, до Сочи за 999 рублей делает отдых доступным для многих.
- Не так все просто. Тариф 999 рублей действительно существует, например, у «Победы», которая любит объявлять акции и распродажи. Но дело в том, что ни одна авиакомпания не отчитывается, сколько кресел было продано со скидками. Вполне допускаю, что всего одно.
Или еще один пример: авиакомпании говорят, что введение невозвратных тарифов значительно удешевит перевозку. У меня сразу возникает вопрос: за счет чего?
То же и с субсидиями. Перевозчикам из госбюджета компенсируют часть расходов на организацию сообщения с дальними регионами России и с Крымом. Но ведь никто не знает, сколько человек реально воспользовались теми дешевыми билетами, частично оплаченными из казны. Я неоднократно разговаривал на эту тему с экспертами от авиации. Все понимают проблему и соглашаются, что да, надо бы отчетность по тарифам ввести. Только вот пока никаких конкретных шагов в этом направлении, увы, не предпринимается.
- Вопрос к вам как к эксперту. Когда, через сколько лет, у нас в России транспорт будет удобным, современным и комфортным?
- Ответ простой: когда ВВП в нашей стране возрастет до уровня самых развитых стран - Швеции или Германии, тогда и транспорт будет соответствующим. На самом деле, мы к этому стремимся. И надо сказать, за последние 20 лет многое поменялось в лучшую сторону: обновляется парк, совершенствуется дорожная инфраструктура. Правда, чем дальше от центра, тем медленнее это происходит.
- То есть через год чуда не произойдет?
- Не ждите чудес. Выберите свой маршрут, купите билет, и пусть от дороги у вас останутся только приятные впечатления. А лучше, если вы ее вообще не заметите. Если же вдруг столкнетесь с трудностями, теперь вы знаете куда обратиться.
Записала Светлана Тучкова
Фото: Радио Свободы