Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Регистрация с помощью:
или
Зарегистрироваться
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить

Транспорт: мир может поучиться у Кубы

Куба уникальна в отношении транспорта - из-за экономической блокады США и распада Советского Союза, которые привели к трансформации того, как перевозятся здесь люди и грузы. Одним из примеров того, как повлиял кризис на транспортные услуги, является ситуация с автобусами.

Ученые Джеймс Уоррен и Маркус Юнох утверждают, что менее интенсивная система транспорта в кубинском обществе может многому научить так называемый "развитый" мир

(из журнала "Куба Си!", Британия, перевод left.ru)

Куба уникальна в отношении транспорта - из-за экономической блокады США и распада Советского Союза, которые привели к трансформации того, как перевозятся здесь люди и грузы.

Одним из примеров того, как повлиял кризис на транспортные услуги, является ситуация с автобусами. В Гaване к маю 1993 года число действующих автобусов снизилось до 500, по сравнению с более чем 2200 до развала социалистического лагеря, в то время, как за пределами столицы число автобусных маршрутов к концу 1992 года снизилось более, чем на 80% по сравнению с тем, что было за три года до этого.

Экономический кризис фактически свел на нет нужду в грузовом транспорте, а нехватка транспортных средств на дорогах фактически вынудила людей или совершать меньше поездок, или сделать маршруты более "эффективными". Планирование использования земли тоже было приведено в соответствие с необходимостью контроля за длительностью поездок, что необычно для развивающейся страны. Обычно кубинский город строится с учетом хорошо разработанной политики создания "зеленого пояса" для предотвращения превращения его в "каменные джунгли", и новые кварталы концентрируются теперь вокруг коридоров общественного транспорта - там, где это возможно. В дополнение к этому, поощряется строительство смешанных кварталов, так, что там, где строятся новые дома, будет достаточно школ и магазинов, в которые люди могли бы ходить пешком.

Трудно найти точные данные о том, насколько было сокращено количество поездок на транспорте благодаря тому, что люди переехали на другое место жительства или поменяли работу, или же сменили часы рабочих смен. Однако кубинские власти осознали, что многие неспециализированные работники работали далеко от дома. В силу этого была разработана специальная система, позволившая людям поменяться рабочими местами, чтобы работать поближе к дому, благодаря которой более 10.000 человек сменили рабочие места с тем, чтобы уменьшить время и ресурсы, затрачиваемые ежедневно на дорогу на работу и обратно.

В случае, когда человек менял рабочее место на место поближе к дому, правительство гарантировало ту же самую зарплату, которую он получал на прежнем месте- даже если на этом новом месте она была ниже. Эта государственная субсидия стала возможной за счёт экономии на энергоносителях, необходимых для транспорта, и времени. В дополнение к этому, фабрики, заводы и другие работодатели изменили часы начала и окончания рабочего дня. Если раньше заводы работали по 6 дней в неделю, то теперь они были открыты по субботам только через одну. Другие перешли на 5-дневку, с таким же числом рабочих часов, как раньше. Эти перемены уменьшили необходимость в транспорте, ибо часы пик были либо "сглажены", либо сжаты.

В отношении поставок, так как горючее и запчасти продолжали сокращаться, был принят курс на увеличение эффективности транспортных средств. Прежде всего, были созданы новые, неформальные типы общественного транспорта и транспорта, предоставляемого работодателем. Во-вторых, была увеличена занятость транспортных средств на дорогах - путем принятия таких мер, как организованные и неформальные перевозки попутчиков ("автостоп") и поощрение совместных поездок в такси нескольких пассажиров, которым по пути. В-третьих, разрабатывались технологии альтернативных типов горючего. В-четвертых, были приняты законодательные и финансовые меры, ограничивающие спрос на личные автомобили. Наконец, стали поощряться прогулки пешком и нa велосипеде, а также заново организованы гужевые транспортные средства.

В Гаване к бывшим армейским грузовикам были приделаны большие кузова с построенными на них бортами, крышей, с вделанными в борта окнами, и с сидениями внутри, - рассчитанные на 220 пассажиров. В 2002 году в городе было 180 таких "верблюдов", как их называют в народе из-за кузова в форме "горба", оперирующих на 7 основных маршрутах. Сеть этих своеобразных автобусов оперирует подобно наземной системе метро - расстояниями маршрута по 23-25 км и средним расстоянием между остановками в 1.5 км - в отличие от обычных автобусов, останавливающихся где-то через 400 м. Интервал движения "верблюдов" - от 4 до 10 минут. Сеть автобусов-"верблюдов" сегодня ежедневно перевозит в Гаване около 250.000 человек, по сравнению с 374.000 перевозимых другими общественными автобусами. За пределами столицы также большое значение для пассажирских перевозок имеет грузовой транспорт, а цены весьма умеренные: например, цена одного билета в лондонское метро позволит вам совершить не меньше 300 поездок на "верблюде". Для многихработников незаменимыми стали автобусы, предоставляемые им их работодателем. Вело-автобусы позволили работникам из Восточной Гаваны безопасно и быстро добираться до центра города.

Учитывая нехватку необходимого транспорта, "общественный" автостоп широко распространен на Кубе. Обычно он совершается на неформальной основе, когда люди просто ждут с поднятым пальцем на перекрестках или на обочине дорог. Однако автостоп также официально поощряется через соответствующее законодательство, требующее от определенных типов правительственных транспортных средств останавливаться и подвозить попутчиков, когда у них есть место. (Я сама была свидетелем того, как наш небольшой туристский автобус брал попутчиков по дороге из Гаваны в Варадеро - причем денег при этом с них не берут! Другая отличительная черта кубинского автостопа по сравнению с так называемыми "развитыми" странами - это его совершенная безопасность, в то время как на Западе людей в открытую предупреждают как не подвозить незнакомцев, так и не пользоваться машиной неизвестных вам лиц."- - прим. перев). В дополнение к этому, на оживленных перекрестках на окраине некоторых крупных городов "амариллос" в желтой форме, находящиеся на службе у провинциальных департаментов транспорта, организуют автостоп. На каждом перекрестке их обычно трое, и они обслуживают около 1000 пассажиров в день каждый - система действует 7 дней в неделю, с 6 утра до 6 вечера. Совместные поездки на машине особенно удобны для людей с грузами/ сумками, которым очень трудно попасть в автобус или в "верблюд". В целом, по оценке кубинских властей, в 2000 году было совершено более 31,5 миллионов поездок автостопом, и этот пример безопасных совместных поездок с незнакомцами является и прекрасным примером равноправия в кубинском обществе.

Использование такси также максимализируется за счёт коллективного пользования частными такси. Они действуют в качестве поддержки системы автобусов (подобно тому, как маршрутки в России-И. М.), подвозя и высаживая пассажиров на определенных зафиксированных маршрутах.

Число прогулок пешком на Кубе выросло благодаря снижению количества оперирующих на дорогах автобусов, вызванному нехваткой запчастей и горючего, - так же, как выросли и расстояния этих прогулок. В 2002 году средняя длина пешеходной прогулки составляла 5 км; больше половины их длятся по времени более 40 минут.

До 1990 год на Кубе фактически не было велосипедов, но в связи с введением чрезвычайного положения группа из 25 плановиков была сформирована в марте 1991 годa для разработки различных велосипедных маршрутов и дорожек, необходимых для безопасных и эффективных поездок велосипедного транспорта. Более миллиона велосипедов было закуплено в Китае и продано кубинцам по специальной, низкой (субсидированной) цене. Были также созданы местные заводы по производству велосипедов, выпускающие до 150.000 велосипедов в год в середине 90-х годов. К 1997 году на острове было около 2 миллионов велосипедов, половина из которых - в Гаване. В дополнение к этому была завершена сеть велосипедных дорожек. В связи с ростом использования велосипедов появилось и велотакси - своего рода "вело-рикши", способные перевозить до 2 пассажиров. В 2000 году в 10 провинциях Кубы (не считая Гаваны, Матанзаса и Съенфуегоса) они осуществили 9,3 миллиона перевозок.

Транспорт: мир может поучиться у Кубы

Хотя пик использования велосипедов пришелся на 1994 год, к 1998 году в Гаване все ещё совершалось 529.000 поездок на велосипедах в день. На велосипеды проходится также 14.4% всех поездок на работу- то есть, больше, чем пригородными автобусами, "верблюдами" или автобусами работодателей. Среднее расстояние велопоездки - 4.4 км. Для замены велосипедов сегодняшней Кубе потребовалось бы 128 автобусов, 57 дополнительных "верблюдов" или ещё 300 автобусов от работодателей. Однако использование велосипедов несколько снизилось, в связи, среди прочего, некоторым улучшением работы автобусной сети.

Использование гужевого транспорта для перевозки грузов, пассажиров и в сельском хозяйстве значительно увеличилось после 1991 года. Этот вид транспорта предоставляется почти исключительно частным сектором. С 1998 года требуется регистрация для хозяев "такси", перевозимых различными животными (лошадьми, мулами, ослами и т. п.). К 2000 году было более 16.000 автобусов, тележек, тачек и вагончиков, приводимых в движение животными. В 2000 году они совершили 93, 2 миллиона пассажирских пepeвозок в 13 провинциях за пределами Гаваны.

Транспорт: мир может поучиться у Кубы

Будущее транспортной политики на Кубе в значительной мере зависит от того, будет ли продолжаться американская блокада. Если она в ближайшем будущем не прекратится, то будет продолжаться курс, нацеленный на повышение уровня обслуживания населения автобусами. В конечном итоге это приведет к замене "верблюдов" электрическими троллейбусами (или в перспективе даже своего рода легкими трамваями-поездами) в пределах Гаваны, хотя осуществление этого курса будет сильно зависеть от того, будут ли найдены достаточные финансовые средства.

В случае прекращения блокады или её смягчения будет наблюдаться рост экономической - и в силу этого транспортной активности. Число туристов, посещающих Кубу, вырастет, как предполагается, с около 2 миллионов в год до 4-7 миллионов. Уже сейчас планируется, какие меры нужно будет принять для того, чтобы справиться с этим растущим числом - например, введение парковок для сбора дополнительных средств. Предполагается также, что будут введены крупные налоги на хозяев личных автомобилей - для того, чтобы не поощрять приобретение автомобилей в личное пользование и поощрять использование системы общественного транспорта и немоторизованных средств (велосипедов, пешеходных прогулок).

В связи с энергетическим кризисом, который в будущем неизбежно наступит для всего человечества - когда подойдут к концу запасы традиционных видов энepгоносителей, - а также в связи с возрастающей необходимостью охраны окружающей среды- для так называемых "развитых" стран крайне полезно уже сейчас изучать кубинский опыт.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы узнать больше
Поделиться:
В начало страницы
Эксперты
по туризму
рядом с Вами
Найти эксперта
Елена Седова
Елена Седова +7(903) 546 23 40
Spectrum Shop
м.Пушкинская
Перезвоните мне
Валерия Мильченко
Валерия Мильченко +7(495) 995 89 99
Spectrum Shop
м.Тверская
Перезвоните мне