Есть сорт людей, для которых дорога - все. Это не автолюбители, которые в сущности являются ее рабами, это не пешие туристы, которым неведом вкус стремительной смены пространств. Это - автобусные странники. Именно им знаком чистый восторг движения, не обремененного занудным слежением за дорожными знаками и потоком соседних машин, именно они, уставившиеся в окно автобуса, за которым мелькают леса, села, водокачки, замки, кладбища и прочая дребедень, понимают смысл гоголевской фразы: «и пошла писать губерния». Настоящий автобусный путешественник никогда не задремлет, сидя в кресле: дорога его не утомляет, наоборот - «вставляет». Распахнутые глаза километр за километром наматывают пленку мелькающих за стеклом видов, чтобы потом, среди скучных буден, сидя за опостылевшим канцелярским столом или листая наводящий тоску дневник своего оболтуса-рэппера, вдруг вытащить из памяти пронзительный «кадр» с застывшим на обочине велосипедистом, вызолоченным падающим за горизонт солнцем.
Разновидности туров
Те, кто никогда не бывал в автобусных турах, делятся на две главных категории. Одни говорят: фу, гадость какая, трястись неделю (десять дней, две недели) в консервной банке, в духоте, с непонятными соседями, на сухом пайке, спать сидя - нет, ни за что! Другие считают, что это просто кайф - проехаться по Европе, глядя в окошко на меняющиеся пейзажи, осмотреть за несколько дней массу красот, познакомиться с новыми людьми.
Те, кто побывал в таких поездках, независимо от пола, возраста, образования и уровня доходов, тоже делятся на две категории. Первые - больше никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах, хоть режьте. Такие тяжело переносят долгие переезды, являются абсолютными индивидуалистами, или просто им крупно не повезло - такое тоже бывает. Вторые уверенно говорят: да, вот через полгодика - в другой конец старушки-Европы, а потом, быть может, повторю и первый маршрут - только вместо Парижа чтоб на три дня в Амстердам...
Мощнейший стимул, под действием которого сотни людей ежедневно загружаются в огромные, мягко урчащие машины, устраиваются, поерзав, в своем кресле, и трогаются в дальний и довольно утомительный путь - это любознательность. Она, к сожалению, не всегда сочетается с полной финансовой свободой, но автобусные туры позволяют и при ограниченных средствах достичь максимума удовлетворения любопытства в расчете как на единицу денег, так, кстати, и на единицу времени - тем более, что предложения турфирм чрезвычайно разнообразны. Но даже если вы не особенно стеснены в средствах - есть резон присмотреться к автобусным турам: варианты возможны самые различные, а на что деньги потратить - всегда найдется.
Сейчас отечественные турфирмы предлагают автобусные маршруты разной продолжительности, разной протяженности, чисто автобусные или комбинированные - с поездом или самолетом, целевые (по одной-двум странам) или обзорные (5-7 стран), с отдыхом на курортах и без оного.
Существенная доля сегодняшних туров - комбинированные: железная дорога плюс автобус. На поезде туристы чаще всего добираются до границ СНГ или близких к ним городов, а в Минске, Бресте, Чопе - пересаживаются в автобусы. Это хороший вариант, он сокращает число ночных автобусных переездов. Иногда поездом едут до Берлина или Варшавы. Комфорта, конечно, больше - особенно при пересечении границы СНГ, когда таможню можно миновать в лежачем положении, - но этот вариант дороже. Самые дорогие туры - те, в которых к началу автобусной части туристов доставляет самолет. Как правило, в таком варианте ночные переезды не предусмотрены, зато цена тура резко возрастает. Этот вариант идеален для людей занятых, достаточно обеспеченных, но не утративших стремления увидеть мир во всем его разнообразии.
Многие туры предусматривают остановку на 2-4 дня в какой-нибудь из столиц - Праге, Париже, Берлине, Риме. Это дает возможность и отдохнуть от автобуса, и попытаться уловить дух уникальных городов с богатейшей историей и культурой. Но интеллектуальные удовольствия не обязательно исключают отдых. Во многие туры летом включается остановка на море - в Испании, Италии, Греции - на 3-5 и даже более дней: первая порция впечатлений оседает и утрамбовывается, силы восстанавливаются, и вторая половина поездки проходит легче, чем в некупальный сезон.
Плюсы и минусы автобусных путешествий
Если коротко, то плюсы - это дешевизна, познавательность, приличный (как правило) уровень экскурсионного обслуживания, масса впечатлений, новые знакомства, интеллигентная публика, а минусы - длинные утомительные (прежде всего ночные) переезды, долгое сидение в тесном кресле, усталость от обилия впечатлений, риск обострения хронических болезней.
Автобусные экскурсии планируются, как правило, по городам и странам, исторически связанным между собой. Ориентируясь на интеллигентную, любознательную публику, турагентства достаточно внимательно подходят к экскурсионному обслуживанию. Сопровождающие в таких поездках обычно назубок знают достопримечательности маршрута и во время переездов вываливают ворох сведений об истории и культуре посещаемой страны, сопровождая свой рассказ видеофильмами о городах, которые предстоит увидеть туристам. Пешеходные экскурсии проводят лицензированные местные гиды. Ко всему прочему, автомобильные дороги часто пролегают по красивым местам, и вид из окон автобуса оказывается более захватывающим, чем из окон поезда.
Все, с кем довелось говорить об автобусных путешествиях, - менеджеры турагентств, сами туристы - в один голос говорят, что автобус по насыщенности впечатлений, их яркости и глубине не идет ни в какое сравнение с традиционным туром типа «самолет - одна страна». Но положительные и отрицательные стороны здесь составляют некое диалектическое единство. К концу больших, насыщенных информацией маршрутов некоторые туристы, по словам менеджера агентства «Кругозор» Елены Павловой, начинают ощущать изрядную сумятицу в голове - Реймс сливается с Амстердамом, а Брюссель с Женевой.
Цена тура находится в обратной зависимости от количества ночных переездов - чем их больше, тем дешевле обойдется поездка. Ночной переезд - удовольствие, строго говоря, ниже среднего. Кресла в автобусах даже самого высокого класса стоят довольно близко друг к другу - ноги вытянуть никак не получается. Перемена позы внутри отведенного «кресельного» пространства практически не облегчает жизнь, и вместо сна человек устало вертится всю ночь на одном месте. А следующее утро начинается с экскурсии - но все же, как правило, либо после размещения в гостинице, либо после длинной остановки со всеми удобствами - туалетом, душем, комнатой отдыха, кафе.
Кстати, о туалетах: они, конечно, есть в каждом автобусе, но устроены при этом достаточно неудобно, по-моему - специально, чтобы люди пользовались оными в крайнем случае - иначе емкость с отходами переполнялась бы слишком часто. Поэтому лучше не пить в пути много жидкости. Пользуйтесь туалетами на заправках - там и просторнее, и чище, и горячая вода всегда в наличии.
Автобусные странники - кто они?
В автобусные туры ездит, как правило, вполне определенная категория людей - любопытные, жадные до впечатлений, не слишком богатые и более-менее образованные. Все без исключения турменеджеры, с которыми удалось поговорить, о своих автобусных клиентах отзываются очень тепло и уважительно. Особую нежность у них вызывают пенсионерки, неведомыми путями регулярно наскребающие денег на тур. Это воплощение духа чистого познания - они едут с кастрюльками, кипятильниками, чуть ли не с примусами (в целях экономии на ресторанах), заваривают себе в дороге «бомж-пакеты» за два рубля с полтиной или овсяные каши, зато у них с собой всегда оказывается богатая дорожная библиотека по страноведению, полный комплект путеводителей, безотказно работающий «ФЭД» или «Зенит», минимум претензий, максимум терпения и, как ни странно, изрядный запас прочности - ни жалоб на усталость, ни претензий к раннему подъему от них никто не услышит. Так, например, библиограф Валерия Андреевна, которую знают все турфирмы, организующие автобусные туры, в далеко не девичьем возрасте объездила всю Европу по многу раз, и, когда ее спрашиваешь, что в таком туре самое тяжелое, она отвечает: ничего, все окей, все здорово, все интересно.
Экономически активная часть населения - от 20 до 60 - представлена людьми широкого спектра доходов, но примерно близких потребностей. Если коротко - это люди, любящие жизнь во всех ее проявлениях, активные, легкие на подъем. А многие вполне обеспеченные люди, как поведал один из менеджеров турфирмы «Интерс», едут в автобусный тур как в первый обзорный - для того, чтобы решить, куда затем отправиться «прицельно» - на недельку-другую для детального знакомства. Довольно много, по наблюдениям агентств, людей семейных или юных парочек, а во время каникул ощутимую часть пассажиров автобуса могут составлять студенты или школьники - но не «среднего» уровня дохода родителей, а повыше.
Таким образом, публика в автобусе, как правило, подбирается адекватная, живая, даже задорная. В виде исключения встречаются, впрочем, и свежеотштампованные провинциальные бизнесмены средней руки, которые за свои 300 баксов хотят получить отель в 5 наворотов, персонального гида и остановки по требованию каждые 15 минут - это один из самых тяжелых, трудноизлечимых случаев. А иногда в машине, как рассказала исполнительный директор агентства «Туртранс-Вояж» Марина Фоминцева, складывается настолько дружный «коллектив», что люди по пути поют хором - это делает путешествие более легким и приятным для самих пассажиров, хотя и несколько менее результативным в смысле восприятия нового: в такой группе всегда побеждают стереотипы. В автобусе легко познакомиться, «зацепиться языками», начать беседу - поэтому новые дружбы, компании, парочки образуются невероятно быстро. Обычно к моменту прохождения границы СНГ все, кто хочет общения, уже знакомы. А если потребности в контактах нет - достаточно это обозначить, никто насильно вас в общество не потащит. При наличии свободных мест желающие держать дистанцию могут рассчитывать на single и в автобусе - попробуйте договориться об этом в турфирме.
Но необходимо отметить, что такие туры - не вариант для индивидуалистов. Здесь появляется полузабытое понятие «интересы коллектива». Плотная программа не оставляет больших возможностей для капризов, для реализации разнообразных персональных устремлений, лирические отступления не допускаются. Если этого не учесть, отдых будет испорчен - причем не только у вас.
Советы и предупреждения
Медико-физиологические. Сотрудники турфирм в один голос заявляют, что людям очень крупного формата лучше в автобусные туры не ездить. Как пояснила менеджер турагентства «Веселая планета» Наталья Сизова, высоким некуда пристроить ноги, колени упираются в переднее сиденье, а у полных совершенно не остается пространства для маневра в пределах кресла, сильнее затекают все части тела при долгих переездах. Маленькие дети также не всегда легко переносят дальнюю дорогу. Кроме того, я бы не советовала ездить в автотуры людям с нарушениями кровообращения в нижних конечностях - по крайней мере, без консультации с врачом и без специальной аптечки. Для борьбы с проявлениями радикулита также необходимо принимать адекватные меры - они у каждого свои. При склонности к аллергическим реакциям необходимо запастись специальными средствами - в Европе могут цвести самые разные растения, возможна аллергия на незнакомую пищу и так далее.
Ну и, конечно, пресловутые проблемы деятельности желудочно-кишечного тракта: гастритники-язвенники должны постараться не налегать на консервы, уж лучше подобрать себе гуманные концентраты и покупать диетпродукты в магазинчиках по дороге, а тем, чей кишечник бурно реагирует на смену пищи, воды, обстановки, стоит запастись средствами от диареи или, наоборот, слабительными. И, кстати, не слишком увлекайтесь на маршруте местными незнакомыми деликатесами - вот доедете до города, в котором будете жить несколько дней, там и пуститесь во все тяжкие. Автобусные туры отличаются жестким графиком, и группа не сможет ждать туриста, по собственному недомыслию столкнувшегося с невозможностью покинуть пристанционный сортир.
И тем не менее - в автобусные туры с удовольствием ездят и полные, и высокие, и язвенники, и радикулитчики, и все прочие: главное - знать особенности таких поездок и заранее к ним подготовиться, собрав волю в кулак и личную аптечку.
Психологические. Собираясь в автобусный тур, нелишне представить себе условия, которые ожидают туриста во время переезда. Обычно в автобусе 40-60 мест, летом они заняты практически все. Таким образом, довольно долго вам придется делить пространство и время с большим количеством разных людей. Как правило, повторюсь, это публика вполне приличная, интеллигентная, спокойно относящаяся как к присущим туру неудобствам, так и к нештатным ситуациям. Такая готовность к некоторой степени дискомфорта и опыт предыдущих поездок, имеющийся у многих, - становятся залогом спокойной, доброжелательной обстановки в автобусе. Есть смысл и самому настроиться на максимум лишений - тем приятнее окажется, когда их не будет слишком много. Терпение, толерантность, чувство юмора, спокойствие, понимание того, что случиться в принципе может все, что угодно, - запас таких качеств стоит накопить перед поездкой для того, чтобы сам турист и его соседи по автобусу могли получить максимум положительных эмоций.
Конечно, в таком замкнутом коллективе, как автобусная компания, неизбежно во время, скажем, 10-дневной совместной жизни волей-неволей возникают большие или малые свары: нервы-то не у всех канатные. Оптимальный вариант в таком случае - как ни цинично это звучит - присутствие в группе некоего толстокожего козла отпущения. Над ним можно поерничать, даже шутливо поиздеваться, спустив свое стороннее раздражение. Важно лишь то, чтобы этот человек никогда не обижался. Такие люди, слава богу, бывают: для них главное - внимание со стороны окружающих, а знак этого внимания их, как правило, не интересует. Большое счастье, если в вашей автобусной команде такой человек найдется.
В поездку лучше ехать вдвоем - гораздо приятнее, когда в «ближней зоне» обитает знакомый, а лучше - родной человек. Телесные запахи, охи, вздохи, храп родственника переносятся легче, да и вертеться в креслах много удобнее.
За обстановкой в машине пристально следят сопровождающие, подготовке которых в хороших турфирмах уделяется повышенное внимание: на них ложится гораздо больше задач и ответственности, чем в любых других поездках. Некоторые фирмы, как мне поведали в агентстве «Интерс», готовят персонал к этой роли в течение нескольких месяцев с привлечением опытных сотрудников, психологов. Сопровождающие групп - люди гибкие, часто умеющие «выследить» только начинающийся конфликт и не дать ему созреть и прорваться, решить почти любую проблему в дороге. Опытные спецы, кстати, впервые увидев человека, могут почти со 100-процентной точностью сказать, кто это: будущий нелегал, скандалист или нормальный турист. Не нужно стесняться обращаться к сопровождающему за помощью - это его обязанность.
Технологические. Для минимизации неудобств автобусных туров нужно хорошо представлять себе технологию поездки - и запасаться необходимым. Вот некоторые важные моменты.
1. Покупая тур, не поленитесь потратить достаточное время для выяснения всех деталей поездки, даже мелких. Необходимо представлять себе тип автобуса и график движения, знать, где запланированы долгие (часовые и более) остановки, быть в курсе территориального положения гостиниц. Во многих случаях гостиницы расположены за пределами городов или на окраинах - так дешевле. Поэтому место, заявленное как Франкфурт, может оказаться вовсе не Франкфуртом, а небольшой деревенькой в нескольких километрах от него. Выясните плановый уровень сервиса, чтобы он не стал для вас неприятным сюрпризом, уточните все насчет питания - например, что обеспечивает гостиница: завтрак или полупансион. Узнайте, какие экскурсии включены в цену, а какие - нет, и заранее определите собственные потребности. И, конечно, заблаговременно выясните все условия декларирования денег и ценностей, специфику прохождения таможенного досмотра.
2. Дмитрий Босняк, менеджер агентства «Турлюкс», советует туристам брать с собой мелкие валютные купюры для пользования в нешенгенской зоне - в Польше, например, или в Болгарии рубли и евро не берут, то есть придется разменивать деньги, чтобы воспользоваться туалетом или кафе на стоянке. Нет смысла менять $100 на злотые или левы - потратить их нет времени, а обратный обмен невыгоден. Попробуйте узнать в деталях, сколько остановок планируется в такой зоне, сколько стоит в среднем поход в кафе и ватерклозет, и разменяйте примерную сумму в Москве - дешевле обойдется. Что касается общей величины денежного запаса, то, если не ставить шопинг во главу угла, с собой имеет смысл брать сумму, приблизительно равную цене поездки, или чуть больше.
3. Автобусы бывают одно-, полутора- и двухэтажные. Чем больше этажей, тем больше комфорта. В двухэтажных автобусах на первом этаже расположены кресла со столиками - там можно расположиться компанией, поесть, просто посидеть в более просторных условиях. В полутораэтажных автобусах на первом полуэтаже - багаж и водительское место, а одноэтажные автобусы приличные компании не используют. Кстати, если вдруг группу пытаются посадить в одноэтажный автобус на протяженном маршруте - немедленно звоните в турфирму, пусть обеспечивают замену, иначе намучаетесь.
Сегодня туры бронируются с местами. Как правило, в момент бронирования можно быть уверенным в том, что за вами закреплено определенное место. Если турагентство работает от немосковской фирмы, вероятность перемены места при посадке возрастает. Если этот вопрос вам очень важен - пропишите его в дополнительных условиях договора.
Наиболее удобные места «полуторного» или второго этажа - передние, но их почти никогда не бывает в продаже. Около лестницы на первый этаж чувствуется сквозняк, а мимо все время кто-то ходит. Задние места - последний ряд, где 5 кресел, - продаются как 2 места. Там довольно просторно, можно спать с относительным комфортом, но считается, что там трясет сильнее, хотя по этому вопросу есть разные мнения.
В автобусе всегда есть 2-4 телевизора, по которым показывают художественные фильмы или видеопутеводители, кондиционер, водонагреватель (титан), биотуалет.
4. Автобус делает остановки каждые 3-4 часа - имеет смысл использовать их для разминки. На заправках в Европе, как правило, есть кафе, магазин и санузел - возможно, с душем. Только не отходите далеко и надолго - автобус ждать не будет, а догонять придется за свой счет. Выходя из автобуса, деньги и документы берите с собой в любом случае (тем более, если вы едете один) - даже если вышли покурить. О воровстве среди своих «однокорытников» вроде бы никто и никогда не слыхал, но местные мазурики, прикинувшиеся на полчаса остановки автобуса его пассажирами, бывает, и чистят пустой салон.
Кстати, о курении. Понятно, в самом автобусе курить нельзя, за это можно огрести грандиозный скандал, а в случае второй-третьей попытки запалить сигарету вас безжалостно высадят вон - и это отнюдь не метафора. Подобный финал ждет вас и в том случае, если вы затеете драку в салоне или оскорбительную для всех свару.
5. После обзорных экскурсий в большинстве городов дается свободное время. Пользуйтесь им по своему усмотрению, но не увлекайтесь - не забредайте далеко (см. фильм «Бриллиантовая рука»). Когда же вы доберетесь до основного города маршрута (Парижа, например) - не бросайтесь во все экскурсии подряд, даже если они включены в цену путевки. Честное слово, музей парфюмерии или алмазная фабрика могут подождать следующего вашего приезда. Погуляйте, осмотритесь, посидите в кафе на берегу Сены, наконец - покормите голубей на Монмартре.
6. Можно брать с собой сухой паек: кофе, чай, растворимые каши, супы, пюре - лучше то, что в стаканах. Кипяток в автобусе обязан быть всегда. Не берите скоропортящихся продуктов - холодильника в автобусе обычно нет. Кружки лучше брать с крышками и не наливать их доверху - все-таки автобус не поезд, трясет там сильнее.
7. В дорогу нужно взять с собой влажные гигиенические салфетки - лишний раз протереть лицо и руки не повредит. Бутылка с водой тоже может быть полезна.
8. Желательные вещи. Это - подушка под голову в форме подковы (или просто маленькая «думка»), плед или большая шаль, возможно - легкий складной стульчик типа стула рыбака: его можно и в автобусе под ноги подставить, чтобы поднять их повыше, и посидеть на нем в любом приглянувшемся месте. Возьмите все, что хотите, но не берите лишнего - автобус может везти до 60 килограммов груза на одного пассажира, но туристу приходится чуть ли не ежедневно выгружать и загружать свой багаж. Хорошо иметь плащ или хотя бы зонтик - промокнуть и простудиться во время тура совсем не весело. И, конечно, удобная обувь - залог хороших ощущений. По булыжным мостовым в туфельках на каблуках или с тонкими подошвами не походишь - нужно брать мягкую, привычную обувь, желательно с подошвой толщиной 1-2 сантиметра То же касается одежды - конечно, если планировать посещение ресторанов, то понадобятся и вечерние туалеты, но для переезда и экскурсий лучше одеваться без затей, зато с комфортом. Полезно взять книги, плейеры - ожидания неизбежны, например, на границе, и нужно чем-то себя отвлечь, чтобы не озвереть от наглых таможенных ухмылок. Эта публика в бывшем соцлагере одинаково малосимпатична, берегите свои нервы и достоинство, не доставляйте ей удовольствия своим затравленным видом.
Форс-мажор
Форс-мажор возможен даже при самой лучшей организации тура, на то он и форс-мажор. На все случаи жизни советов надавать невозможно, да и не нужно. Важно только помнить, что «их» полиция действительно всех бережет, экстренная медицина - помогает, поэтому главное в любой ситуации - соблюдать спокойствие и сохранять присутствие духа. Если вы заблудились - обращайтесь в полицию, там объяснят, что нужно делать. Конечно, сломавшийся автобус - это как минимум несколько часов ожидания, нарушенный график экскурсий, недосып, но не повод для вселенской скорби и брюзжания. Хочется надеяться, что ничего более серьезного вас не ожидает.
Дешево, но не сердито
Итак, автобусные туры - самый дешевый вид заграничных познавательных путешествий. Никакой другой из доступных большинству вариантов зарубежных поездок не дает возможности за короткое время и сравнительно небольшие деньги увидеть несколько стран, множество городов, и не просто поглазеть - понять, прочувствовать, увезти с собой внятные образы увиденного. Некоторые очевидные недостатки сполна компенсируются, по мнению многих заядлых путешественников, этими достоинствами. Если нет строгих медицинских противопоказаний, тяжелой клаустрофобии, если вы не безнадежный мизантроп, не отвергайте сходу идею такого путешествия - возможно, это вариант как раз для вас.
Татьяна КРУПИНА
"Иностранец" (№ 9 от 18.03.2003)