С момента появления на рынке этого нового продукта, то есть с самого начала 90-х гг., автобусные туры всегда пользовались у россиян достаточно стабильным спросом. Не считая кризисного 1998 года, планка популярности этого вида туризма никогда не опускалась.
Безусловно, успех автобусных туров во многом обусловлен их доступной ценой. В равной степени клиентов привлекают обширные познавательные возможности таких программ. По мнению генерального директора компании "Интерс" Татьяны Козловской, "автобусный тур - идеальный способ найти себе "страну по душе", и в следующий раз уделить ей намного больше внимания". Наконец, путешествие на автобусе - приемлемая альтернатива для тех вояжеров, что отказываются от авиаперелетов.
"Подогрели" спрос на автобусные туры предложенные туроператорами комбинированные программы: авиаперелет + автобус. Они появились после недавнего введения Польшей визового режима с Россией. Авиатуры сняли необходимость переезда по территории России, Белоруссии и самой Польши, что значительно экономит время и силы туристов. Еще одно преимущество - уровень комфорта высокий, а цена - заметно ниже. По мнению г-жи Козловской, востребованность этого продукта говорит о том, что наш рынок постепенно становится все более цивилизованным: "Люди хотят все больше комфорта и готовы платить за это деньги".
По данным турфирм, большинство клиентов предпочитают туры длительностью 9-12 дней, без ночных переездов. К самым популярным "автобусным" направлениям относятся Франция, Германия, Испания, Италия, Австрия, Швейцария и Голландия, высокий спрос на Скандинавские страны, все большую популярность приобретает Великобритания.
Как и в других сегментах массового туризма, у "автобусников" есть высокий и низкий сезон. Лучше всего автобусные программы продаются летом, в традиционное отпускное время, а также в школьные и студенческие каникулы. Другие пиковые даты - новогодние и майские праздники.
Клиенты и операторы
По-настоящему сильных игроков в обеих столицах можно пересчитать по пальцам. Основными операторами на рынке автобусного туризма являются такие турфирмы, как "Туртранс-вояж", DSBW, "Интерс", "Анкор", "Нева", "Старый город", "Ост-Вест" и др.
Принято считать, что клиенты автобусных фирм - люди малообеспеченные, не имеющие возможности путешествовать более комфортно. Однако это утверждение верно лишь отчасти. "Действительно, посмотреть мир с экскурсоводом за 300-400 евро иначе как в автобусном путешествии невозможно. Но нельзя забывать о том, что обычная "экскурсионка" не позволит увидеть туристам так много, как они видят в автобусном туре", - говорит генеральный директор компании "Ост-Вест" Валерий Катков.
По мнению исполнительного директора компании "Туртранс-вояж" Марины Фоминцевой, сегодня рынок автобусного туризма уже достиг определенного насыщения. Теперь путешественники очень внимательно следят за качеством организации туров. Цена продукта остается одним из критериев его конкурентоспособности, но настоящий успех в бизнесе приносит именно качество. Компании теперь необходимо обеспечить своих клиентов картами и путеводителями, предложить на маршруте бесплатный чай-кофе, не забыть о подарках туристам ко дню рождения. В турфирме "Анкор" полагают, что успех автобусного тура также зависит от сотрудника компании, сопровождающего группу. Важно, чтобы он не только знал историю и географию "своих" стран, но также умел работать с людьми, был жизнерадостным, находчивым и находился в хорошей физической форме. Как показывает практика, затраты компании возвращаются в виде постоянных клиентов.
Автобусы
Сложившаяся система использования ведущими фирмами автобусного парка отличается некоторым консерватизмом. Во-первых, господствующей формой использования остается аренда автобусов (практически ни у одной из фирм для дальних зарубежных маршрутов нет своего автобусного парка). Причем автобусы арендуются у фирм, наиболее близко расположенных к месту пересечения границы.
Большинство автобусов арендуются в Белоруссии, но ряд операторов работают и с фирмами из Литвы ("Интерс"), Финляндии ("Туртранс-вояж"), Германии ("Анкор", "Интерс"), Польши ("БВЛ - Блестящий вояж", "Интерс"). В высокий сезон "на ходу" у крупнейших туроператоров находится до 30-40 автобусов, в низкий это количество редко превышает пять. Используются в основном 40-50-местные автобусы марок "Мерседес", "Неоплан", "Бова", "Скания", "Ван Хул", "Сетра" 1998-2003 гг. выпуска.
Характерной особенностью использования автопарка является постепенный выход из оборота на европейских маршрутах (за исключением самых дешевых маршрутов) двухэтажных автобусов, а некоторые фирмы (как, например, "Туртранс-вояж") стараются не использовать их по принципиальным соображениям. Во-первых, слишком много времени, 10-15 минут (это признается практически всеми организаторами туров) уходит на выход туристов из автобуса и посадку в него. Во-вторых, большинство клиентов считают такие автобусы менее комфортабельными, чем обычные, "полутораэтажные" (более тесный санузел, неудобство пользования мини-кухней).
Наконец… "Если идешь по маленькому городку с группой в 70 человек - а именно столько вмещает двухэтажный автобус, - то каждый встречный полицейский обязательно спросит, есть ли разрешения на митинг", - слова руководителя одной из крупнейших московских фирм.
Наконец… "Если идешь по маленькому городку с группой в 70 человек - а именно столько вмещает двухэтажный автобус, - то каждый встречный полицейский обязательно спросит, есть ли разрешения на митинг", - слова руководителя одной из крупнейших московских фирм.
Тенденции рынка
В феврале 2003 года все автобусные операторы дружно перевели цены в евро. Это могло стать для рынка определенным шоком, ведь любое увеличение тарифов практически всегда влияет на спрос отрицательно. Однако объем продаж не сократился. Более того, большинство компаний отметили определенное увеличение турпотока. Эксперты считают, что этому способствовало расширение российского туристического рынка вообще и рынка автобусного туризма, в частности.
В этом году подготовка к высокому сезону идет обычным порядком. По мнению специалистов, рынок автобусных туров окончательно "устоялся". Вообще, самые неприятные сюрпризы операторы теперь ожидают от погоды. В турфирмах еще не забыли, какая страшная жара стояла в прошлом году в Европе.
Что касается стоимости автобусных туров, то по сравнению с прошлым годом она осталась практически на прежнем уровне. В компании "Туртранс-вояж" полагают, что в этом сезоне рынок автобусного туризма получит на 5-10% клиентов больше, чем в прошлом году. "И это очень хорошая цифра. Исходя из опыта нашей и других фирм, могу сказать, что реально любая турфирма может справиться именно с таким увеличением турпотока. Больший же рост возможен главным образом в ущерб качеству - перегружены сотрудники, не хватает автобусов, нет хороших гидов", - говорит Марина Фоминцева.
Полезная информация
- В программах автобусных туров никогда не указывается точное время прибытия в тот или иной пункт назначения. В дороге автобус может застрять в пробке, задержаться на пограничном переходе и т. п.
- Поинтересуйтесь о специфике ночных переездов. Спросите в турагентстве, сколько километров в день вы будет преодолевать на автобусе.
- Существует ограничение по ввозу и вывозу личного имущества. Без оплаты таможенных сборов можно ввезти или вывезти личное имущество стоимостью до $1000 и весом не более 50 кг. Провоз спиртных напитков и сигарет ограничен.
"Турбизнес" (N7, июнь 2004)